Глава First Factoring Company Толеген Мулдашев: "факторинг - дорогое финансирование, но очень эффективное"
Факторинг, форма коммерческого финансирования производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, получил свое развитие в Казахстане в посткризисном 2009-м году, однако до сих пор остается на рынке кредитования "темной лошадкой". О том, чем такое финансирование отличается от банковского кредита, и что препятствует развитию факторинговых услуг в Казахстане, рассказал генеральный директор специализированной факторинговой компании First Factoring Company Толеген Мулдашев.
Факторинг, форма коммерческого финансирования производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, получил свое развитие в Казахстане в посткризисном 2009-м году, однако до сих пор остается на рынке кредитования "темной лошадкой". О том, чем такое финансирование отличается от банковского кредита, и что препятствует развитию факторинговых услуг в Казахстане, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" генеральный директор специализированной факторинговой компании First Factoring Company Толеген Мулдашев.
Толеген Закарьевич, расскажите, где впервые появились факторинговые компании и что стало катализатором для зарождения рынка факторинговых услуг в Казахстане?
Факторинг, как индустрия коммерческого финансирования, в развитых странах мира существует достаточно давно. Она получила свое развитие еще в недрах таких компаний, как General Electric, Hewlett Packard, где создавались специальные подразделения для оказания финансовых услуг своим клиентам. В Европе размер индустрии коммерческого финансирования составляет порядка 10% ВВП. Он хорошо развит в Англии, Франции, Италии, Германии и представлен большими независимыми компаниями и дочерними банковскими структурами. В США факторинг тоже довольно распространен, но имеет отличный от европейского формат - очень много небольших компаний, представляющих зачастую семейный бизнес.
В Казахстане, к сожалению, факторинг практически не существовал вплоть до 2009 года. Скорее всего, это объясняется агрессивным формированием банковской индустрии в начале 2000-х годов, когда компании успешно пользовались благоприятной обстановкой и наблюдался ненормальный рост банковских активов. Банковская индустрия в Казахстане тогда очень быстро выросла, и возможности, да и необходимости для развития альтернативных финансовых услуг просто не было. Банки давали деньги всем. Дешево и без залогов. Но пришел кризис, который показал, что банковское кредитование достаточно сильно подвержено влияниям мировых экономических тенденций. Особенно это было заметно в Европе: если сравнивать, как проявил себя банковский сектор и коммерческое финансирование, можно констатировать, что банковский сектор упал, а факторинг лишь приостановил свой рост. В Казахстане кризис тоже сделал свое дело: банки просто остановили кредитование, оставив без финансирования казахстанский бизнес. Особенно пострадали компании малого и среднего предпринимательства, и, если бы не своевременная поддержка государства, кризис в нашей стране мог бы затянуться надолго.
В 2009-м, в первый же посткризисный год, мы создали свой факторинговый бизнес. До того момента в Казахстане факторинг присутствовал в отдельных банках в виде продукта, но не имел большого применения. По сей день банки трактуют факторинг как кредит без залога. Некоторые лизинговые компании также предлагали подобные услуги, но мы, по сути, были первой специализированной компанией, которая начала развивать факторинг на казахстанском рынке. Сейчас в Казахстане работает шесть небольших факторинговых компаний.
Но некоторые банки по-прежнему имеют факторинг в своей линейке продуктов?
Да, в ряде банках остались эти продукты, - АТФ, Центркредит, Альфа-банк. Альфа-банк, кстати, наиболее активен в этой отрасли по сравнению с остальными. У него российские корни, а в России факторинг начал активно развиваться еще в начале 2000-х годов. Сейчас в России эта индустрия уже довольно развита, ее объем составляет примерно 1,5% ВВП.
А казахстанские предприниматели по-прежнему предпочитают банковский кредит?
Факторинговый продукт для местного рынка нов и непонятен, зато банковское кредитование нашим бизнесменам отлично знакомо. Соответственно, факторинг они сравнивают с услугами банков, представляя его обычным беззалоговым кредитом. Они сопоставляют банковские процентные ставки по кредиту и факторинговые комиссии, делая выбор в пользу более дешевого, но менее доступного банковского продукта. Факторинг – дорогое финансирование, но очень эффективное.
Насколько факторинг дороже, чем банковский кредит?
Примерно вдвое. Но в абсолютном выражении комиссии факторинговых компаний составляют небольшую сумму. Существует два вида комиссии – за использование предоставленных денег и за управление дебиторской задолженностью, то есть непосредственно за факторинговые услуги. В общей сумме эти комиссии не превышают в месяц около 2,5-3% от суммы поставки.
Какие, помимо это, есть отличия в работе с факторинговым инструментом у банков и специализированных компаний?
Основное отличие работы факторинговых компаний от банковского подхода к данному инструменту – это принцип риск-менеджмента. Банки оценивают риски заемщика, тогда как в факторинге оценивается риск покупателя продукции, то есть заемщиком, по факту, является покупатель продукции.
В целом, банки не очень активны в этой сфере финансирования, и, полагаю, еще не скоро станут активными. Одной из причин их инертности в отношении факторинга является то, что в классификации Национального банка банковских активов факторинг как отдельный вид активов отсутствует, поэтому банки вынуждены классифицировать его как кредит без залога и создавать резервы при выдаче факторингового финансирования.
Каков средний объем финансирования, предоставляемого факторинговой компанией, сколько составляет среднегодовой оборот такого бизнеса в Казахстане?
Размер фондирования нашей компании сейчас не превышает 300 млн тенге, средства на клиентов мы стараемся диверсифицировать – порядка 10-30 млн тенге. Есть клиенты, которые получают и 50 млн тенге, но, повторюсь, портфель должен быть диверсифицирован. Направлять большие средства на одного клиента – это всегда риск.
На данный момент мы обслуживаем порядка 15 клиентов. За девять месяцев 2012 года мы обслужили 22 компании, а наш факторинговый оборот составил за этот период 2,3 млрд тенге. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос более чем в два раза.
Ваши клиенты – в основном представители малого и среднего бизнеса. Опишите типичный профайл компаний, пользующихся факторинговыми услугами?
Факторинг подразумевает под собой краткосрочное финансирование сроком на два-три месяца, поэтому такой инструмент идеально подходит компаниям, работающим в сфере производства и продажи быстро оборачиваемых продуктов, сектора FMCG.
Второй типичный профайл – это фирмы, оказывающие аутсорсинговые услуги крупным компаниям, например, нефтяным провайдерам в Западном Казахстане. Такие крупные компании тоже платят с отсрочкой на 1-2 месяца – у них свои процедуры. Но малым компаниям деньги нужны сейчас, соответственно факторинг – идеальный для них инструмент. Для нас это тоже удобно, потому что заемщиком фактически является большая и надежная организация. Единственная проблема в работе с такими клиентами заключается в том, что часто дебиторы, сами эти крупные компании, не идут на переуступку задолженности. Тогда нам приходится действовать в рамках закрытого факторинга, без уведомления дебитора.
Планируете ли вы в дальнейшем вести более активную политику в части популяризации факторинга, привлечения клиентов?
В Казахстане есть огромный потенциал для развития факторингового рынка, и практически нет конкуренции. Но сейчас у нас нет особой необходимости в громком продвижении своей компании на рынке: у нас ограниченное фондирование, и, соответственно, ограниченные возможности по финансированию клиентов. Для того, чтобы развивать этот бизнес, мы сейчас ищем финансового инвестора, предпочтительно в лице фонда прямых инвестиций. Хотим привлечь в капитал от $10 млн до $15 млн с целью расширения бизнеса и увеличения стоимости компании. Позже, когда мы достигнем запланированных показателей, можно будет говорить о привлечении стратегического инвестора, и, скорее всего, им станет компания или банк из России. Российские игроки уже поняли, что факторинг - это рентабельный бизнес, с рисками ниже, чем в банковском кредитовании.
Рассматривали ли вы фондовую биржу как источник фондирования?
В Казахстане после кризиса и, если помните, дефолта ряда корпоративных эмитентов, Национальный Банк принял меры по ужесточению требований к эмитентам. Так, размер левериджа снизился до показателя 2, то есть объем заемных средств теперь должен быть только в два раза больше капитала. Но у факторинговых компаний капитал небольшой, а заемных средств требуется много. Так что пока это сложно. Но в дальнейшем, при увеличении капитала с приходом инвестора, мы будем рассматривать варианты выхода на биржу, выпуска облигаций и т.п.
В России факторинг развивался при государственной поддержке? В Казахстане возможен такой сценарий?
Да, в 2006 году в России была сформирована госпрограмма поддержки развития факторинга. Там факторинг был определен как необходимый инструмент для развития МСБ. Поддержка осуществляется через программу фондирования факторинговых компаний, которую осуществляет ОАО "МСП банк" (группа Внешэкономбанка).
Мы в свое время обращались за поддержкой в фонд "ДАМУ", у них вроде было понимание того, что факторинг - это тот самый инструмент, который нужен для поддержки МСБ. Но в рамках имевшихся программ они никак не могли найти для нас нишу. Все сводилось к тому, что факторинговые компании слишком мелкие, они не выглядят с точки зрения "ДАМУ" кредитоспособными. Нужна была банковская гарантия, а для этого требовались залоги. В общем, с госпрограммой у нас так ничего и не получалось.
Наверное, факторинговый рынок в Казахстане еще очень маленький, государство его просто не видит. Мы с коллегами обсуждаем возможность создания ассоциации. В следующем году займемся этим, и, надеюсь, это даст толчок развитию отрасли и привлечет внимание правительства к еще одному альтернативному инструменту финансирования экономики.
Источник: Интерфакс-Казахстан