Интервью с Романом Огоньковым, Председателем Правления НФК
По результатам 2012 года НФК достигла поставленных планов по росту прибыли и других показателей эффективности бизнеса.
Роман Владимирович, как НФК закончила 2012 год?
Результаты 2012 года мы оцениваем скорее позитивно, прежде всего потому, что НФК достигла поставленных планов по росту прибыли и других показателей эффективности бизнеса. По объемным показателям темп роста оказался ниже темпа роста рынка, но, принимая во внимание, что бизнес большинства Факторов рос в большей степени за счет низкомаржинальных сделок с крупными клиентами, нас это не очень беспокоит.
В портфеле НФК доля без регресса впервые превысила долю факторинга с регрессом. С чем это связано? Успешная реализация стратегии НФК по предложению продуктов с высокой дополнительной ценностью? Или же это рост спроса на безрегресс со стороны рынка?
На мой взгляд это взаимосвязанные вещи. Мы всегда уделяли особое внимание формированию у потенциального клиента правильного восприятия факторинга когда он рассматривается как инструмент обеспечения безопасного роста продаж, а не как исключительная альтернатива банковскому кредитованию.
НФК один из немногих российских факторов, кто готов работать почти с любыми дебиторами - размер, ОПФ и география не являются определяющими при принятии решения принимать ли на факторинг поставки в адрес этого покупателя или нет. Как вам это удается? Вы компенсируете потери по таким дебиторам более высокими ставками?
Крайне редко размер комиссии зависит от размера лимита отдельного покупателя или категории покупателей, к которым он относится. Наша тарифная политика в данном аспекте основывается на оценке риска по всему портфелю дебиторской задолженности поставщика, поэтому возможные потери минимизируются за счет более высокой степени диверсификации риска, а не за счет более высоких ставок по небольшим лимитам. Кроме того, наши IT технологии дают возможность автоматизировать большинство бизнес-процессов, а компетенции в области андеррайтинга и управления дебиторской задолженностью обеспечивают приемлемый уровень дефолтов покупателей.
Нет ли вас ощущения, что факторингом в России по-прежнему называют абсолютно разные вещи, и это путает клиентов: вроде факторинг, а стоит по-разному?
Увы, это не ощущение, а убеждение. Когда читаешь новости о «запуске факторинга» в очередном банке, который заявляет, что оказывает «весь комплекс услуг», а свое конкурентное преимущество видит в том, что он за это «денег не берет» (кроме процентов за финансирование), понимаешь, как страшно далек российский рынок от лучших мировых практик. В этом отношении рынку предстоит еще долгий путь к стандартизации терминологии и создании правил деловой этики , но мы надеемся, что совместными усилиями с коллегами, для которых факторинг – это стратегический выбор, а не дань моде, под эгидой АФК мы приближаем это светлое будущее.
Как Вы думаете, может ли кто на рынке пойти по Вашим стопам и выбрать аналогичную бизнес-модель - развитая инфраструктура, в том числе кредитные инспекторы по всей России, андеррайтинг, собственные IT-разработки, на содержание которой требуются ресурсы, но при грамотном использовании которой отдача на один рубль переданной дебиторки существенно выше, чем в среднем по рынку?
Конечно, может. Инвестиций, правда, потребуется куда больше и окупаемость будет более длительной, чем 14 лет назад, но таковы нынешние реалии. По стоимости специалистов уже есть симптомы «перегрева» рынка, плюс съеденная ценовой конкуренцией маржинальность, которая на российском факторинге, похоже, сейчас самая низкая в Европе. Один уважаемый международный финансовый институт, который недавно рассматривал возможность выхода на рынок факторинга в России, собрал информацию о тарифах факторов в сегменте поставщиков в федеральный ритейл. После анализа полученной информации решение о выходе на рынок было отложено на неопределенный срок – они не поняли, как здесь можно зарабатывать, исходя из требований материнского банка к отдаче на вложенный капитал.
У Вас есть такой продукт, как поручительство за покупателей. Как он появился в продуктовой линейке компании? Пользуется ли спросом? Что ограничивает рост доли данного продукта в портфеле НФК?
Существует этот продукт достаточно давно и в нем нет ничего уникального. По сути, это тот же факторинг без регресса, только вместо выплаты финансирования сразу после отгрузки, поставщик получает платеж за отгруженный покупателю товар в установленный договором день просрочки. Очевидно, что такой продукт интересен компаниям, не имеющим серьезных ограничений в доступе к дешевым источникам финансирования, и компаниям, в стандартах ведения бизнеса которых предусматривается исключение неуправляемых рисков. Этих компаний не так много, и ,как правило, это компании с иностранным капиталом. В этом и заключается основное ограничение роста объемов продаж по этому продукту.
ПСБ и НФК: легко ли далась эта сделка. Почему она все же имела место быть, а не была реализована у 1 фактора? Видите ли в подобных проектах будущее?
Сделка с ПСБ прецедентна, но не единична. Аналогичный проект был недавно реализован нами и с другим фактором из первой тройки. Наши партнеры и мы руководствовались главным образом потребностями конкретных клиентов, поэтому говорить о некоем готовом конвейерном решении или продукте преждевременно. Сложилось так, что клиенты были хорошо знакомы с технологиями двух факторов и в их синергии нашли для себя оптимальную комбинацию.
Чем НФК будет радовать своих клиентов в 2013 году?
Мы продолжаем придерживаться стратегии, направленной на создание дополнительной ценности для клиентов, расширяя набор оказываемых нами услуг, в том числе нефинансового характера. Собственно, все созвучно нашей Миссии – поддерживать умный рост бизнеса клиентов, высвобождая их ресурсы для основной деятельности.
Источник: Factorings.ru