Законодательные пробелы тормозят развитие международного факторинга
Компании в материале: Совкомбанк Факторинг Петрокоммерц МСП Факторинг ЮниКредит Банк ВТБ Факторинг
Доля международного факторинга в портфелях отечественных компаний пока остается минимальной, признают опрошенные эксперты: "рынок международного факторинга, безусловно, растет, но его доля в общем объеме рынка факторинга в РФ пока, увы, едва превышает 1%".
"На сегодняшний день доля международного факторинга на российском рынке колеблется в районе 1-2%, - подтверждает генеральный директор ФК "Политекс" Владимир Емельянов. - При этом объем операций каждый год увеличивается. Спрос на услуги международного факторинга постоянно растет". Этому способствует развитие международной торговли, в частности внутри ЕЭП, СНГ. Однако препятствием является незнание об услуге большинства российских компаний, сетуют участники рынка. "Всегда актуален прямой экспортный факторинг со странами СНГ, появляется интерес к экспортному двухфакторному факторингу. Увеличивается количество запросов от иностранных факторов на покрытие риска российских импортеров", - добавляет начальник отдела международного факторинга ЗАО "Юникредит банк" (группа "Юникредит") Виктория Митрофанова.
Проверка на границе
Главная особенность международного факторинга, по словам генерального директора "ВТБ Факторинг" Антона Мусатова, заключается в том, что фактору сложно оценить риски компании, находящейся за пределами его юрисдикции, поэтому чаще всего в подобных сделках участвуют два фактора: один со стороны экспортера, другой со стороны импортера. В конечном итоге в процесс вовлечены как минимум четыре участника: поставщик, экспорт-фактор, импорт-фактор и покупатель. Покупателей может быть несколько, тогда количество заинтересованных сторон увеличивается. "Контракт должен соответствовать законодательству нескольких стран, что порой бывает крайне проблематично. Взаимодействие между факторами стандартизировано на достаточно высоком уровне благодаря международным профильным ассоциациям International Factors Group (IFG) и Factors Chain International (FCI), а вот локальная законодательная база отдельных стран не всегда дружелюбна к подобным сделкам", - отмечает Антон Мусатов.
"Прежде чем выдать финансирование, фактор проверяет бизнес покупателя и устанавливает на него лимит, в рамках которого готов взять на себя финансовые риски. Если покупатель находится в пределах России, фактор может выполнить проверку, не прибегая к посторонней помощи", - рассказывает заместитель председателя правления НФК Корнелиу Робу. Но если покупатель пребывает в другом государстве, самостоятельно получить нужную информацию в короткие сроки крайне затруднительно, поэтому лимит устанавливается с помощью факторов в стране покупателя. Кроме того, невозможно заниматься международным факторингом, не обладая развитой инфраструктурой, имеющейся в наличии далеко не у всех факторов. "Собственно, поэтому конкуренция на рынке международного факторинга не столь высока, как на внутреннем рынке", - заключает Корнелиу Робу.
Наказание в соответствии с КоАП
Проблемы международного факторинга заключаются не только в трудностях, связанных с проверкой платежеспособности, но и в коллизиях законодательной базы. "Сложность сделок обусловлена различиями в законодательном регулировании, практике делового оборота и применении отсрочки платежа в различных странах, - рассказывает Владимир Емельянов. - Кроме того, в России отсутствует необходимая правовая база для проведения операций международного факторинга". В первую очередь это касается пробелов в валютном законодательстве, затрудняющих проведение международных факторинговых операций факторинговыми компаниями, не имеющими (в отличие от банков) валютной лицензии. Исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко подтверждает, что наше законодательство несовершенно. "Статья 19 федерального Закона ? 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не позволяет экспортеру передавать кому-либо в РФ право перечисления выручки в счет экспортного контракта. Наказание за такую передачу зафиксировано в статье 15.25 КоАП: до 100% от суммы экспортной поставки. Возможность обойти ограничение есть, но это уже другой факторинг", - поясняет эксперт. Еще одно ограничение - статья 9 того же закона, не позволяющая осуществлять финансирование экспортера в валюте контракта. Наказание - там же, в КоАП. Не все просто и с импортным факторингом. Несмотря на то, что фактор не является финансирующей клиента стороной, выдача гарантий за третье лицо может вызвать вопросы у органов валютного контроля, борющихся с вывозом капитала. С другой стороны, ситуация меняется в лучшую сторону. С 1 октября 2012 г. вступила в силу Инструкция Банка России ?138-И, повысившая до $50 000 сумму внешнеэкономического контракта либо одной поставки, по достижении которой экспортер обязан открывать паспорт сделки. В этом же документе прописан порядок уступки прав по внешнеэкономическому контракту, что, по мнению АФК, дает возможность осуществлять операции экспортного факторинга небанковским факторам (в том случае, если мнение АФК подтвердит Росфиннадзор). Кроме того, Министерство финансов готовит законопроект о присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА "О международном факторинге" (его планируется принять до декабря 2013 г.). Вступление в силу конвенции положительно скажется не только на имидже российского факторинга, но и на тенденциях в законодательстве: тот же закон о валютном контроле будет приведен в соответствие с международными нормами, полагает Дмитрий Шевченко.
Присмотреться к рынку
"НФК вышла на рынок международного факторинга в 2000 г., предложив своим клиентам экспортный факторинг, а спустя год - услугу по импортному факторингу. Сейчас мы являемся членами двух крупнейших международных ассоциаций - IFG и FCI, что позволяет нам оказывать услуги экспортного факторинга в адрес покупателей, находящихся в 69 странах мира", - отмечает Корнелиу Робу. В 2012 г. оборот НФК по международному факторингу составил 35 млн евро. "ЗАО "Юникредит банк" является членом FCI с 2008 г. Первая операция в рамках FCI состоялась в 2010 г. Но прямой экспортный факторинг (с регрессом на российского экспортера) был запущен гораздо раньше", - говорит Виктория Митрофанова. "В 2011 г. наша компания вступила в IFG, объединяющую свыше 150 факторинговых компаний и банков из более чем 50 стран мира. Членство в IFG позволяет нам предлагать клиентам широкие возможности по финансированию экспорта и импорта из различных стран мира в рамках двухфакторной модели международного факторинга", - отмечает Владимир Емельянов. "ВТБ Факторинг" пока лишь присматривается к рынку международного факторинга. "Наш приоритет на сегодня - работа с крупным бизнесом в границах России. В качестве пилотного проекта мы запускаем первую сделку по международному факторингу. Если опыт окажется успешным и размер рынка будет для нас интересен, мы не исключаем для себя выход в сегмент международного факторинга, учитывая наличие уникальной разветвленной международной сети группы "ВТБ" и тот синергический эффект, который может оказать группа для развития международных факторинговых операций", - рассказывает Антон Мусатов.
Фактор ВТО
"Спрос на международный факторинг напрямую связан с развитием нашего экспорта и импорта. Вступление РФ в ВТО должно привести к росту внешнеторговых операций, поэтому мы прогнозируем увеличение спроса на международный факторинг, в первую очередь на импортные операции. Отрицательным моментом для развития международного факторинга остаются законодательные ограничения. Ужесточения или изменения в валютном законодательстве - потенциально негативные факторы. Также важен и валютный риск. Колебания курса рубля могут выступить дополнительным элементом риска", - перечисляет Владимир Емельянов. "Международный факторинг - один из оптимальных продуктов для развития международной торговли. Если станет развиваться международная торговля, неизбежно будут расти и объемы международного факторинга, - добавляет Александр Морозов. - Справедливо и обратное утверждение. Что касается нашей страны, то серьезным препятствием является законодательство, пока "не замечающее" международный факторинг". Корнелиу Робу считает, что темпы дальнейшего развития международного факторинга зависят от того, будут ли внесены поправки в валютное законодательство (отмена валютного контроля и паспорта сделки при экспорте несырьевой продукции и услуг). Если реализуются мероприятия, предусмотренные "дорожной картой" Агентства стратегических инициатив, снимется масса барьеров, ограничивающих рост международного рынка факторинга. Также необходимы механизмы двухфакторного факторинга или страхования в части работы с ближним зарубежьем, являющимся основным покупателем несырьевых товаров. Как только эти механизмы появятся, международный факторинг ожидает бурный рост.
Владимир Емельянов, генеральный директор ФК "Политекс":
"Международный факторинг рассчитан на отечественных экспортеров и импортеров, работающих с отсрочкой платежа. Экспортный факторинг позволяет российской компании-экспортеру получить финансирование своих поставок с отсрочкой платежа в адрес иностранного импортера. Импортный факторинг позволяет нашим импортерам покупать товар за рубежом с отсрочкой платежа. Для компаний, ведущих внешнеторговую деятельность и применяющих отсрочку платежа в расчетах, международный факторинг может стать удобным инструментом финансирования и защиты от рисков, свойственных международной торговле. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса, поскольку именно малому и среднему бизнесу в силу высоких требований к клиентам очень часто недоступны банковские инструменты финансирования и обеспечения международных расчетов (банковская гарантия, аккредитив и др.). Международный факторинг позволяет экспортерам расширить продажи за счет использования отсрочки платежа, получить регулярное возобновляемое финансирование, воспользоваться управлением дебиторской задолженностью, защититься от риска неплатежа импортера и упростить процедуры получения платежа. Импортер обретает возможность расширить закупки за счет использования отсрочки платежа и упростить процедуры расчетов с экспортером".
Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций ОАО "Промсвязьбанк":
"К экспортной схеме факторинга в 90% случаев прибегают региональные компании, которые экспортируют, как правило, сырье (лес, металл, топливо, химия), реже - готовую продукцию.
Импортным факторингом в Промсвязьбанке в большей степени (60-70%) пользуются компании федерального уровня. Среди них дистрибьюторы, оптовые торговые компании - они либо имеют собственные производственные мощности в России, либо производят продукцию за границей под своим брендом - размещая заказы иностранным производителям, либо, как вариант, эти оптовики реализуют иностранную продукцию под брендом поставщика.
Компании, работающие с иностранными партнерами по импорту и экспорту товаров/услуг, нередко сталкиваются в своей работе с новыми поставщиками/покупателями. Соответственно тут могут возникнуть определенные риски. Так вот самым главным преимуществом международного факторинга для экспортеров являются надежность расчетов по внешнеторговым контрактам и защита кредитного риска, например, при банкротстве покупателя или его нежелании платить. Для импортеров - возможность начинать торговые отношения с новым иностранным поставщиком на условиях открытого счета с первой поставки. Это обуславливается тем, что факторы, предоставляющие услуги экспортного и импортного факторинга, входят в международную факторинговую ассоциацию, исполняют все установленные регламенты, тем самым обеспечивают прозрачность и чистоту проведения сделки. Промсвязьбанк, являясь членом международной факторинговой ассоциации Factors Chain International (FCI) с 2003 года и являясь лидером на российском рынке международного факторинга, имеет налаженные партнерские отношения со многими банками - участниками FCI. Это дает нам возможность помогать клиентам в переговорах с иностранными контрагентами, что также способствует получению наиболее комфортных условий для дальнейшего развития бизнеса".
Источник: Еженедельник "Компания" Максим Логвинов