Проблемы законодательного регулирования факторинга
Молодой российский рынок факторинговых услуг развивается стремительно, но в последнее время темп роста несколько замедлился. И для этого есть объективные причины, о которых экономисты говорят уже давно – нерешенные проблемы в области законодательства, приводящие к разногласиям в решении различных вопросов, так или иначе связанных с деятельностью по финансированию под уступку денежного требования.
Факторинг для экономического рынка России – явление достаточно новое, но обретающая все большую популярность, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства. По оценкам специалистов в настоящее время объем рынка факторига в нашей стране составляет в совокупности около 11 млрд долларов США. Мировой рост рынка факторинговых услуг кроме всего прочего обусловлен принятием в Оттаве Конвенции о международном финансовом представительстве, которая подробно освещает и вопросы факторинга, причем эти решения являются унифицированными для всех участников Конвенции. Но Россия не присоединилась к ней, хотя и строит свое законодательство в этой области в направлении положений Конвенции.
Молодой российский рынок факторинговых услуг развивается стремительно, достаточно высокими темпами. Но в последнее время темп роста несколько замедлился. И для этого есть объективные причины, о которых экономисты говорят уже давно – нерешенные проблемы в области законодательства, приводящие к разногласиям в решении различных вопросов, так или иначе связанных с деятельностью по финансированию под уступку денежного требования. Именно противоречия в области законодательного регулирования отпугивают потенциальных субъектов рынка факторинга и создают препятствия успешной деятельности уже работающих в этой области компаний.
Не секрет, что некоторые компании заключают договоры с использованием схем факторинга, направленные на отмывание денег или совершение других финансовых махинаций. В качестве примера можно привести сделки одного из крупных предприятий. Банк, с которым был заключен договор факторинга, все расчеты с поставщиком и покупателем осуществлял самостоятельно, само предприятие финансовые расчеты не производило, занимаясь только некоторыми документами. Кроме того, внимание проверяющих привлекла и слишком высокая комиссия. А участники сделки очень быстро улучшали финансовое состояние и немедленно рассчитывались с банком. Подробный анализ деятельности как банка, так и предприятия, позволил выявить использование так называемого «лже-факторинга» и привлечь стороны к ответственности. Но возможность проводить такие махинации дают именно недостатки существующего законодательства.
В Российской Федерации действуют следующие нормативные документы, закрепляющие факторинг законодательно как один из видов финансовой деятельности:
- Гражданский кодекс РФ, часть 2 (гл. 43, ст. 824 – 833).
- Налоговый кодекс РФ (гл. 25, ст. 265, 269, 271).
- Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности».
Анализ законодательного регулирования факторинга позволяет выявить главную проблему - проблему лицензирования факторинговой деятельности компаний, связанную с противоречивостью норм статьи 825 ГК РФ и Федерального закона от 08.08.2001 ? 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно ст. 825 ГК РФ финансовые агенты (компании-факторы) должны получать специальное разрешение (лицензию) на осуществление такого вида деятельности, а вышеупомянутый Федеральный закон устанавливает диаметрально противоположный порядок факторинговой деятельности, то есть говорит об отсутствии необходимости получения лицензии финансовым агентом. Такое противоречие вызывает сложности в отношениях субъектов рынка как между собой, так и с представителями государства в лице контролирующих и судебных органов.
Заметим, что большое количество судебных разбирательств в области факторинга завершается прямо противоположными решениями судов разных инстанций, причина все та же – противоречия в существующем законодательстве. Эта причина – одна из четырех, послуживших поводом для разработки Минэкономразвития России законопроекта, направленного на отмену лицензирования факторинга. В числе трех других причин указывается существование необходимости развития небанковского факторинга, динамичность развития этого вида бизнеса и международный опыт.
Вызывает справедливые упреки в адрес законодательных органов и тот факт, что действующее законодательство говорит о наличии специальной лицензии для компаний, которые занимаются деятельностью по финансированию под уступку денежного требования (факторингом), при этом специальный орган, занимающийся выдачей этих лицензий, не определен законодательно. Таким образом, коммерческие организации не имеют возможности получить такого рода разрешения. Это привело к тому, что сегодня на финансовом рынке работают финансовые агенты, осуществляющие свою деятельность на основе банковской лицензии, так как она дает право заниматься факторингом.
Но не приведет ли отмена лицензирования факторинга к неуправляемости рынка этого вида финансовой деятельности? По мнению специалистов, это исключено. В настоящее время уже существует несколько путей контроля деятельности компании-фактора. Работу финансовых агентов контролируют административные органы, банковское и уголовное законодательство.
Еще один довод в пользу отмены лицензирования – невозможность нанесения финансовым агентом ущерба физическим лицам по той причине, что факторинговые компании не работают с физическими лицами, а работают с юридическими лицами через кредитные организации. А деятельность последних, в свою очередь, контролируется банковским законодательством.
Налоговые органы также осуществляют контроль факторинговых компаний по той причине, что их деятельность осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Экономисты считают, что существующих средств контроля вполне достаточно, чтобы обеспечивать прозрачность и законность деятельности факторинговых компаний, не прибегая к выдаче специальных лицензий.
Как уже было сказано, в связи с проблемами лицензирования главную роль на российском рынке факторинговых услуг играют банки, а не специализированные компании. Но факторинг для банка – это еще и дополнительный риск, который не выгоден банку и, как правило, вызывает беспокойство среди его акционеров. Поэтому имеет смысл законодательно закрепить чисто факторинговые компании, не занимающиеся банковской деятельностью. Здесь уместно обратиться к опыту других государств.
Подавляющее большинство компаний-факторов в Европе – это специализированные компании, а не банки. Исключение – Германия и Австрия. В этих странах существуют специализированные факторинговые банки. В Австрии это предусмотрено законодательством, а в Германии запрещено заниматься факторингом с регрессом без банковской лицензии, поэтому в Германии действуют как банки, так и факторинговые компании. Специальное разрешение для ведения факторинговой деятельности не требуется и в Великобритании – признанному лидеру на рынке факторинговых операций.
Итак, как мы видим, проблемы в законодательстве не просто существуют, а заметно тормозят развитие факторинга на территории России. И скорейшее их решение на основе собственного опыта, опыта ведущих в области развития факторинга государств, с учетом специфики российского рынка – залог успешного развития факторинга в России.
Источник: www.factorings.ru