Покупатель начинает...
Компании в материале: Московский кредитный банк Совкомбанк Факторинг МСП Факторинг Лайф Факторинг Альфа-Банк ВТБ Факторинг Русская Факторинговая Компания
Банки и факторинговые компании активно продвигают на российский рынок реверсивный факторинг. Хотя основными его потребителями являются покупатели товаров и услуг, поставщики внакладе тоже не остаются.
Банки и факторинговые компании активно продвигают на российский рынок реверсивный факторинг. Хотя основными его потребителями являются покупатели товаров и услуг, поставщики внакладе тоже не остаются.
Реверсивный факторинг — сравнительно новая для России услуга, но он быстро набирает популярность. Реверсивным называют продукт, разработанный специально для покупателей товаров и услуг, желающих получить или увеличить отсрочку платежа, поэтому реверсивный факторинг иногда еще называют закупочным.
Факторинговое обслуживание в данном случае инициируется покупателем. А фактор, купив требование и став новым кредитором, может предоставить покупателю большую отсрочку платежа, чем готов был дать поставщик. При этом комиссия может уплачиваться как поставщиком, так и покупателем или обоими в определенных долях. Объем выплачиваемого финансирования при реверсивном факторинге обычно больше, чем при классическом факторинге, он может достигать 100% от суммы поставки.
В большинстве статистических исследований российского рынка факторинга доля реверсивного факторинга отдельно не выделяется. Методика и принципы предоставления услуги могут очень сильно различаться у разных факторов. В свое время Ассоциация факторинговых компаний (АФК) предпринимала попытку изучить этот рынок, однако так и не смогла точно установить, какой факторинг считать реверсивным. Поэтому в прошлом году было решено не включать реверсивный факторинг в качестве самостоятельного продукта в состав ежеквартальной статистической анкеты. Тем не менее клиентов, которые пользуются такой «трудноопределяемой» услугой, становится все больше. Так, по оценкам аналитиков, доля реверсивного факторинга может составлять сегодня около 5% рынка. При этом, как отмечает генеральный директор ФК «Политекс» Владимир Емельянов, если считать по объему сделок, то эта доля будет даже выше — 15—20%. «Дело в том, что большинство клиентов по сделкам реверсивного факторинга — это крупные компании», — поясняет эксперт.
Как бы то ни было, но спрос на данный продукт есть, и данные факторов — банков и специализированных компаний — это наглядно подтверждают. Так, например, в Промсвязьбанке реверсивный факторинг по итогам прошлого года составил около 2% от общего оборота по факторингу и около 17% от оборота банка по факторингу без регресса. «С учетом того, что услуга достаточно новая, считаю такие показатели вполне достойными, — говорит вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. — В первом квартале этого года картина получилась еще нагляднее: 3% от общего объема сделок и 30% от объема безрегрессных сделок».
«Мы начали предлагать клиентам реверсивный факторинг сравнительно недавно, — рассказывает коммерческий директор ФК «Лайф» Евгений Родионов. — Первый договор был заключен в декабре прошлого года. На данный момент реверсивным факторингом пользуются уже 54 наших клиента, или 3% от общего портфеля».
По словам генерального директора компании «ВТБ Факторинг» Антона Мусатова, доля данных программ в структуре портфеля уступленных денежных требований «ВТБ Факторинга» составляла в 2012 году порядка 25%, в среднесрочной перспективе планируется увеличить данную долю до 40%.
«В 2009 году НФК первой на рынке предложила российским потребителям такое решение, — напоминает заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. — С тех пор доля реверсивного факторинга в нашем совокупном обороте достигла 22%, причем начиная с 2011 года преобладает закупочный факторинг без регресса, когда мы выкупаем «дебиторку» у поставщиков наших клиентов».
«Российские предприятия давно интересуются реверсивным факторингом», — продолжает тему генеральный директор Русской факторинговой компании Елена Гладких. Вот только удовлетворить их потребности, по ее словам, не всегда удается. «Реверсивный факторинг — продукт для российского рынка непростой, — поясняет эксперт. — В рамках действующего российского законодательства его применение в чистом виде невозможно, а гибридные варианты, которые предлагают банки и факторинговые компании, подходят, к сожалению, не всем». По мнению управляющего директора управления факторинга Альфа-банка Леонида Култыгина, внедрение нового продукта требует от факторов определенных маркетинговых усилий, доработки программного обеспечения, корректировки рисковой составляющей и пр.
«К тому же реверсивный факторинг дороже традиционных регрессных и безрегрессных схем, — добавляет Виктор Носов. — Пожалуй, это единственный минус для клиента. Причина в том, что, согласно действующему законодательству, фактор является плательщиком НДС с процентов, полученных за предоставление коммерческого кредита покупателю. Таким образом, НДС включается в стоимость коммерческого кредита. Покупатель этот НДС принять к вычету не может. Поэтому увеличивается цена».
«В подключении реверсивного факторинга заинтересован не поставщик, а его покупатель (дебитор), — говорит Евгений Родионов. — Именно на дебитора возлагаются сбор документов, передача накладных фактору, оплата комиссии». Тем не менее полностью свести на нет контакты с поставщиками невозможно, так как поставщик все равно является контрагентом по сделке. Факторинговая компания не вправе выплачивать финансирование лицу, если она не идентифицировала его должным образом, поэтому комплект документов от поставщика все же требуется, хоть он и минимальный. Поставщики, не желающие вносить изменения в отношения с дебиторами, воспринимают реверсивный факторинг негативно. При этом эксперт уверен, что настороженность поставщиков с развитием данного продукта и увеличением осведомленности будет постепенно снижаться. Ведь выгоды реверсивного факторинга для поставщика очевидны. Поставщик получает выручку авансом, и, что важно, комиссию платит не он, а его дебитор. И увеличение документооборота происходит не у поставщика, а у дебитора.
Среди качественных преимуществ, которые дебитор может получить от реверсивного факторинга, Антон Мусатов выделяет: новый или дополнительный срок и сумму отсрочки платежа; улучшение качества структуры баланса; бонусы от поставщиков за досрочную оплату и возможность получения единых ценовых условий от всех поставщиков. «Реверсивный факторинг решает те же задачи, что и прямой: предоставление отсрочки покупателю и финансирование поставщика, — добавляет Елена Гладких. — Разница лишь в том, что заказывает и оплачивает услугу покупатель, а не поставщик. Реверсивный факторинг фактически обеспечивает покупателю товарный кредит». Потребность в нем, как считает эксперт, могут испытывать покупатели, зависимые от своих поставщиков, например, поставщиков эксклюзивных брендов или монопоставщиков.
По мнению Владимира Емельянова, реверсивный факторинг предназначен в первую очередь для компаний, которые выступают в качестве покупателей различных товаров или услуг. Это могут быть производственные или торговые предприятия, у которых много поставщиков сырья, материалов или товаров.
«Несмотря на высокие кредитные рейтинги, в текущих рыночных условиях не каждая сеть способна вовремя расплатиться со своими контрагентами, — отмечает Виктор Носов. — Одним необходимо получить более длительную отсрочку платежа, другим — изменить уже имеющуюся, третьи и вовсе не могут договориться об устраивающих все стороны условиях поставки товара». В таких случаях как раз реверсивный факторинг становится удобным инструментом для покупателей в целях обеспечения максимально эффективной работы с поставщиками.
Владимир Емельянов, генеральный директор ФК "Политекс»:
«Наша компания предлагает клиентам реверсивный факторинг с 2012 года. Этот продукт нацелен на покупателей товаров или услуг, которые хотят получить или увеличить отсрочку платежа. Реверсивный факторинг обладает рядом преимуществ как для поставщиков, так и для покупателей. Поставщикам предоставляется возможность получить беззалоговое финансирование в размере 100% сразу же после поставки товара. При этом финансирование предоставляется без регресса, т.е. поставщик также получает и полную защиту от риска неплатежа покупателя. У покупателей же появляется возможность получить желаемую отсрочку платежа от своих поставщиков, оптимизировать процесс закупок и спланировать денежные потоки. Обычно покупатели при использовании реверсивного факторинга могут согласовать с поставщиками дополнительную скидку в связи с поступлением денежных средств поставщику от фактора сразу же после поставки. Кроме того, реверсивный факторинг дает возможность поставщику и покупателю разделить затраты на использование факторинга между собой в необходимой пропорции.
В рамках реверсивного факторинга «Политекс» дает покупателям возможность получить дополнительную отсрочку платежа сверх той, что предусмотрена их договором с поставщиками. Это дает возможность покупателю продлить срок отсрочки в случае необходимости. Отмечу также, что в рамках реверсивного факторинга мы предлагаем нашим клиентам электронный документооборот с юридически значимой электронно-цифровой подписью (электронный факторинг)».
Максим Микульшин, начальник отдела развития факторинга Московского кредитного банка (МКБ):
«С начала этого года МКБ предлагает клиентам реверсивный факторинг. Эта услуга означает организацию финансирования поставщиков крупных производственно-торговых компаний, торговых сетей, небольших компаний сегмента малого и среднего бизнеса, работающих с большим количеством поставщиков, и дает покупателю возможность получить или увеличить срок отсрочки платежа за товары или услуги. Работа по данной схеме предусматривает заключение трехстороннего договора факторингового обслуживания и выплату финансирования в размере до 100% от суммы денежного требования. Условиями договора предусмотрена возможность оплаты комиссии за обслуживание в полном объеме покупателем, при этом риск неплатежа банк принимает на себя. Такой вариант реверсивного факторинга наиболее востребован на рынке, хотя могут быть и другие варианты, например, факторинговую комиссию могут делить между собой поставщик и покупатель — окончательная схема обслуживания определяется в процессе переговоров с заинтересованными сторонами исходя из оценки финансового состояния покупателя. Комиссия за обслуживание определяется индивидуально, в зависимости от суммы запрашиваемого лимита, наличия положительной истории работы, оценки финансового состояния. Предусмотрена возможность выплаты финансирования на основании данных об отгрузках, переданных в электронном виде».
Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании (РФК):
«В РФК реверсивный факторинг доступен клиентам уже почти три года. За это время у нас появилось порядка десяти крупных клиентов, которые и сейчас эффективно пользуются услугой. Когда создавался данный продукт, мы постарались сделать условия его предоставления максимально удобными, чтобы можно было проявлять гибкость в отношении каждого клиента, учитывать особенности его бизнеса. Например, инициатором получения услуги является покупатель, но при этом факторинговую комиссию или ее часть может платить как покупатель, так и поставщик. Еще одним выгодным условием для клиентов является возможность самостоятельно определять условия работы по реверсивному факторингу со своими поставщиками. Также стоит отметить и экономическую выгоду реверса. Универсальный вариант оплаты комиссии позволяет и поставщику, и покупателю получить финансирование всего за 9% годовых. Торговым компаниям крайне важно не терять динамики и ликвидности, иметь потенциал для увеличения объема продаж и возможности занять больший по сравнению с конкурентами сегмент рынка сбыта своей продукции. Использование реверсивного факторинга для многих клиентов является прекрасной возможностью следовать этим правилам».
Источник: "Профиль" Андрей Москаленко