Почему факторинг популярнее кредита?
Компании в материале: Совкомбанк Факторинг МСП Факторинг Лайф Факторинг Банк Возрождение ВТБ Факторинг Русская Факторинговая Компания
Факторинг не является заменой или альтернативой кредиту, так как преследует отличные от кредита цели: пополнение оборотного капитала, сокращение дебиторской задолженности, снижение рисков ведения бизнеса.
В последние два года рынок факторинга растет быстрее самых оптимистичных прогнозов. "Причем его динамика опережает уже не только ВВП страны, но и другие сегменты финансового рынка, - подчеркивает вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. - В 2012 г. факторинговый рынок в России преодолел исторический максимум по всем объемным показателям. Рост оборота по сравнению с 2011 г. составил 63%, тем не менее отмечается снижение темпов роста за последние три года". Достигнув исторических максимумов в 2012 году, отечественный рынок факторинга продолжает рост и в 2013 г. Так, в I квартале 2013 г. вместо ожидаемого сезонного спада факторинг был востребован, причем как по стандартным схемам финансирования, так и по индивидуальным. "На протяжении всего существования российский рынок факторинга динамично рос и развивался. Исключение составил лишь 2009 г., когда наблюдался спад, явившийся следствием финансового кризиса, а также ухода с рынка ряда игроков", - добавляет генеральный директор "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов. По статистике за 2012 г., доля факторинга в ВВП РФ составила около 2,6%. Если посмотреть на экономики ведущих европейских стран, например Великобритании, а это флагман европейского факторингового рынка, то там данный показатель составляет примерно 16%. Соответственно есть большое пространство для роста. На сегодняшний момент факторинг стал интересен для всех сегментов российской экономики, в связи с чем эксперты ожидают его стабильного роста в дальнейшем. "Несмотря на то, что относительно прошлогодних темпы прироста замедлились и снизились до 65% против 77% годом ранее, факторинг растет гораздо быстрее других смежных рыночных сегментов, таких как страхование и кредитование", - подтверждает коммерческий директор Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. "В 2012 г. рынок достиг исторических максимумов по всем ключевым показателям: оборот превысил 1,4 трлн руб., количество клиентов выросло до 7300 компаний, дебиторов - до 21 000", - добавляет коммерческий директор факторинговой компании "Лайф" Евгений Родионов. Во-первых, рост рынка связан с сохранением высоких темпов роста потребления факторинга. Во-вторых, увеличивается спрос, причем как со стороны компаний, которые уже попробовали факторинг и хотят увеличить объем потребления услуг, в том числе и дополнительных (например, закупочный факторинг или факторинг без регресса), так и со стороны тех, кто в принципе только знакомится с услугой. К ним можно отнести компании Сибири и Дальнего Востока, где в последнее время увеличивается объем предложения: факторы освоили Центральную и Южную Россию и теперь шагают за Урал.
Ставка на МСБ
Одним из драйверов роста рынка факторинга в нашей стране является сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ). "Доля предприятий МСБ на рынке факторинга постоянно увеличивается. Однако не все факторы работают с этой категорией клиентов. ФК "Политекс" активно развивает этот сегмент. Мы принимаем на обслуживание клиентов с лимитом финансирования от 1 млн руб.", - рассказывает генеральный директор ФК "Политекс" Владимир Емельянов. "Могу сказать, что с их стороны спрос на факторинг был всегда и продолжает расти. Другое дело, что факторы лишь начинают присматриваться к таким компаниям. Предприятия МСБ не всегда прозрачны, а соответственно работа с ними несет для банка дополнительные риски", - добавляет Виктор Носов. Но факторы не бросают таких клиентов, а разрабатывают специальные программы и системы оценки, позволяющие, с одной стороны, предоставить качественный продукт, а с другой - снизить собственные риски. В целом факторинг - это продукт, созданный именно для сегмента МСБ. Ведь факторинг - это инструмент роста, а предприятия сегмента МСБ не всегда владеют ликвидным залогом, необходимым для получения кредита. Для них факторинг - это просто спасение, поскольку он позволяет минимизировать риски работы с дебиторами и пополнить оборотные средства, не отвлекая при этом капитал.
В I квартале 2013 г. сегмент МСБ обеспечил приток 52% новых клиентов. 37% этого прироста на счету факторинговой компании "Лайф", профинансировавшей 250 новых клиентов. "Мы специализируемся на сегменте МСБ с самого начала своей работы. Конкуренция в этом секторе пока не так развита. Многие факторы мелкими клиентами не занимаются: слишком маленькая маржа для всех бизнес-процессов, которые нужно обеспечивать факторингу, - поясняет Евгений Родионов. - АУДЗ, управление рисками, контроль отправки - это же все процессы, люди. Факторинг требует сильной нагрузки на операционную систему с точки зрения транзакций". Многие думают, что это невыгодно: маржа маленькая, а издержек много. Зачем работать с тысячей мелких клиентов, если такую же прибыль дадут несколько крупных при меньших издержках? Однако, если эффективно централизовать процессы и достичь экономии за счет масштабов, малый бизнес будет намного более выгодным клиентом, чем крупный.
Составляющие цены
Цена факторинга складывается из трех составляющих. Первое - это стоимость привлечения средств для самого фактора: по клиентским сегментам рынка она примерно одинаковая, у кого-то чуть меньше, у кого-то чуть больше. "Кроме того, важна также стоимость риска, который принимается в процессе совершения сделки: при факторинге деньги выдаются одному юридическому лицу, а получить их фактор должен уже у другого, поэтому в данном случае риск оценивается по-другому, нежели при традиционном кредитовании", - уточняет Антон Мусатов. И наконец, третий момент - это непосредственно комиссия фактора, тот маржинальный доход, который он намерен заработать. В силу того, что факторинг по своей структуре сложнее, чем обычный кредит, для его обслуживания требуется гораздо больше человеческих ресурсов, IT-технологий и др. Соответственно затраты фактора выше, нежели чем банка. "Комиссия за факторинговое обслуживание обычно складывается из нескольких составляющих. При этом невозможно посчитать суммарную ставку за факторинг в процентах годовых простым суммированием комиссий, поскольку сами комиссии обычно не представлены в процентах годовых. Например, комиссия за ресурсы тарифицируется в процентах от суммы задолженности за каждый день, а комиссия за работу с дебиторской задолженностью взимается разово от суммы уступленного денежного требования, которое превышает сумму выплаченного по нему финансирования в среднем на 10%", - поясняет заместитель начальника управления развития бизнеса банка "Возрождение" Марина Герасимова. Поэтому для расчета результирующей ставки за факторинг необходимо преобразовать в проценты годовых каждую комиссию отдельно. Этот расчет факторы предоставляют клиентам в рамках коммерческого предложения по результатам экспресс-анализа факторинговой сделки. Сами ставки комиссий зависят от суммы лимита на клиента, количества переданных на факторинг дебиторов, срока предоставляемых ресурсов. В среднем для клиентов банка "Возрождение" суммарная ставка за факторинг в процентах годовых превышает на 2% их кредитные ставки.
Почему дороже кредита?
Многие задаются вопросом: почему факторинг дороже, чем классический кредит? "Факторинг должен стоить дороже, чем иные инструменты финансирования деятельности компаний. Дело в том, что это не просто продукт, а целый комплекс услуг, включая управление рисками и дебиторской задолженностью, которые априори не могут дать кредитные продукты", - объясняет Виктор Носов. "Факторинг - это не только беззалоговый источник финансирования оборотного капитала, но и инструмент управления продажами. Поэтому, сравнивая затраты предприятия на факторинг с затратами на кредит, следует также учитывать дополнительную прибыль предприятия, полученную от прироста продаж за счет факторинга", - добавляет Марина Герасимова. "Считаю важным подчеркнуть, что необоснованно проводить сравнение факторинга и кредита. Это совершенно разные категории финансовых продуктов, - категорично заявляет Владимир Емельянов. - Кредит - это финансирование на определенный срок. Кредит позволяет клиенту лишь поддерживать текущий объем бизнеса или незначительно его увеличить (не более чем на 50% в год)". Факторинг - это бессрочное финансирование на постоянной основе. Используя факторинг, клиент может существенно увеличить объем бизнеса: от 2,5 до 7 раз за год. Кроме того, факторинг представляет собой комплекс услуг помимо финансирования: анализ и оценку покупателей, управление дебиторской задолженностью и др.
Действительно, несмотря на более высокую стоимость, факторинг востребован среди компаний различных сегментов бизнеса. Причин несколько: растет информированность деловой среды о факторинге, факторы постоянно повышают лояльность и качество обслуживания. Кроме того, факторинг позволяет получать финансирование именно тогда, когда это действительно необходимо. Но одним из главных факторов роста спроса на услугу эксперты называют посткризисные явления. Именно в это время банки начали более осторожно и требовательно относиться к своим заемщикам. Компании, в свою очередь, не спешили увеличивать кредитную нагрузку и стали искать другие способы финансирования своей текущей деятельности. А поскольку практически все организации работают по принципу отсрочки платежа, факторинг стал наиболее удобным и предпочтительным для них. Воспользовавшись же факторингом однажды, компании не смогли уже отказаться от него и потом, когда экономическая ситуация более-менее стабилизировалась. Все дело в преференциях и преимуществах, присущих исключительно факторингу.
Комплекс услуг
Прежде всего давайте уточним, что факторинг - это не кредит. Факторинг - это комплекс услуг, включающий в себя финансирование под уступку дебиторской задолженности, управление и сбор дебиторской задолженности клиентов, контроль своевременности оплаты за отгруженную продукцию или оказанные услуги, а также покрытие риска неполучения платежа от дебиторов. Кредит не дает и половины вышеперечисленных возможностей. "Факторинг не является заменой или альтернативой кредиту, так как преследует отличные от кредита цели: пополнение оборотного капитала, сокращение дебиторской задолженности на балансе наших клиентов, снижение рисков ведения бизнеса", - подчеркивает Антон Мусатов. Факторинг не утяжеляет кредитную нагрузку предприятия и не ухудшает структуру его баланса. При оказании факторинговых услуг финансируется торговая деятельность, которая осуществляется с отсрочкой платежа, таким образом, по факту финансируется дебиторская задолженность. Факторинг дает возможность улучшить отношения со своими дебиторами путем увеличения отсрочек по договору, выхода на новые рынки и т.д. Факторинг высвобождает текущие средства, имеющиеся в компании, и они могут быть направлены на развитие производства и др., исходя из потребностей бизнеса. Зачастую факторинг является единственным доступным видом стороннего финансирования по адекватным ставкам. "Грамотный клиент выбирает финансовый продукт не по критерию дорого/дешево, а по соотношению выгодно/невыгодно. В этом плане факторинг имеет безусловное преимущество перед кредитом, так как, заплатив за факторинг дороже в 1,5-2 раза по сравнению с кредитом, компания вырастет минимум в 2,5 раза, - отмечает Владимир Емельянов. - Ни один кредитный продукт не дает возможности клиенту воспользоваться юридически значимой электронно-цифровой подписью и сэкономить на документообороте". Факторинг разрешает применять ЭЦП, и это, помимо удобства для клиента, позволяет последнему сэкономить от 2 до 4% годовых. Экономия достигается благодаря тому, что электронный факторинг дает клиентам возможность снизить затраты на производство, оборот и хранение документов.
Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании:
"Основная масса наших клиентов - это компании малого и среднего бизнеса. Поэтому для нас клиент с дебиторской задолженностью более 100 млн руб. считается крупным. Безусловно, для крупных клиентов у нас разработаны специальные тарифные планы, и такие сделки случаются регулярно, оказывая активное влияние на рост нашего портфеля. Но если говорить о структуре сделок, то прежде всего мы ориентированы на работу с крупными компаниями в рамках реверсивного факторинга. Особенно приятно то, что этот не простой для российского рынка продукт оценили и региональные компании. За последние полгода с РФК по реверсу заработали две крупные региональные торговые сети, насчитывающие более 50 магазинов. Для максимально эффективной работы мы предложили использовать трехстороннее партнерское соглашение, которое позволяет покупателю и поставщику распределить факторинговую комиссию так, как им удобно. Доступ к услуге обеспечивается с помощью электронного документооборота, что позволяет оперативно обслуживать компании, независимо от их территориального расположения. Факторинг предполагает финансирование конкретных сделок по поставке товаров или оказанию услуг, каждая из которых имеет особенности уже сложившихся отношений между поставщиком и покупателем. Наша задача - не навредить, а стать их финансовым партнером, который позволит обеим сторонам и в дальнейшем развиваться, наращивая объемы продаж. Поэтому нашим главным преимуществом является индивидуальный подход".
Источник: "Компания" Максим Логвинов