Фактор без риска
Рынок факторинга в России растет - в первой половине 2013 года на него систематически выходили новые игроки, а доля этой отрасли в ВВП, по оценкам экспертов, к концу 2013 года может составить 3% против 2,6% по итогам 2012 года. Растет не только сама отрасль, активно развивается и управление рисками в факторинговых компаниях.
Рынок факторинга в России растет - в первой половине 2013 года на него систематически выходили новые игроки, а доля этой отрасли в ВВП, по оценкам экспертов, к концу 2013 года может составить 3% против 2,6% по итогам 2012 года. Растет не только сама отрасль, активно развивается и управление рисками в факторинговых компаниях.
Во время дефицита оборотных средств предприниматели все чаще прибегают к факторингу — комплексу услуг для компаний, ведущих торговлю на условиях отсрочки платежа. «Сегодня без лишней скромности можно сказать, что факторинг — тот инструмент, который реально помогает бизнесу. Особенно бизнесу, который находится в стадии активного роста и развития», — уверен вице-президент Промсвязьбанка Виктор Носов. Факторинг позволяет финансировать цепочку поставок продукции на любом этапе, начиная от закупки товара у поставщиков и заканчивая отгрузкой покупателям. По словам генерального директора компании «ВТБ Факторинг» Антона Мусатова, по сути, факторинг «встраивается» либо в дебиторскую задолженность для непосредственного получения финансирования, либо в кредиторскую — для создания более комфортных условий оплаты перед поставщиками.
Для торговли комплекс такого рода услуг помогает решить сразу несколько проблем. С одной стороны, факторинг предлагает финансирование, которое не является кредитом (его размер растет вместе с покупательской способностью клиентов), с другой — факторинг без права регресса снимает риск неоплаты, поскольку компании, специализирующиеся на этом виде бизнеса, принимают на себя риски неоплаты товара покупателем. Безрегресс выбирают компании, готовые платить за факторинг чуть дороже, но при этом чувствовать себя полностью защищенными», — отметил Виктор Носов. Помимо этого факторинг может помочь в управлении портфелем дебиторской задолженности — в этом случае фактор берет на себя функции по сбору платежей от покупателей.
Существует мнение, что факторинг — бизнес, связанный с повышенными рисками. Как полагает коммерческий директор Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу, рискованным этот бизнес становится тогда, когда фактор основывает свою работу на тех же принципах риск-менеджмента, что и в банковском кредитовании. Для банка первостепенное значение имеет оценка финансового состояния обратившегося за кредитом клиента, а фактор в первую очередь должен интересоваться качеством актива, которым в данном случае является дебиторская задолженность клиента. «На данный момент в России нет официальной статистики по проблемной задолженности на рынке факторинга, да и в мире мало кто делится такой информацией», — подчеркнул г-н Робу. В НФК решили проверить свою систему риск-менеджмента на прочность, аудировав ее в компании PriceWaterhouseCoopers. По словам Корнелиу Робу, следовать примеру НФК другие факторы пока не торопятся.
Риски, с которыми в своей работе сталкиваются все факторинговые компании, директор департамента факторинговых операций НОМОС-банка Александр Морозов условно разделяет на три основные группы: экономические, риски мошенничества и сбоев в схеме работы. В первом случае речь идет о возможной просрочке платежа и нарушении отношений между поставщиком и дебитором: ошибки в планировании отгрузок и продаж приводят к проблемам просроченной задолженности. С такими рисками факторы успешно справляются, ведь они изучают историю отгрузок, динамику продаж и только потом принимают решение, считает г-н Морозов.
Самая распространенная версия мошенничества, с которой сталкиваются факторинговые компании, — уступка фиктивных поставок, то есть передача поддельных документов, однако для выявления подобных вещей и верификации денежных требований у каждого фактора существует своя система. «Нормально работающий фактор сведет такой риск к минимуму», — уверен г-н Морозов. Классический риск для факторинговой компании — нарушение схемы работы, когда поставщик и покупатель аффилированы друг с другом и суть операции сводится к выдаче обычного кредита. Выявлением таких моментов занимается служба безопасности фактора.
Прежде чем приступить к работе с клиентом, факторы оценивают качество дебиторской задолженности поставщика. «Необходимо, чтобы у клиента был устойчивый круг постоянных покупателей, которым регулярно осуществляются отгрузки на условиях отсрочки платежа», — отметил Корнелиу Робу. По словам Виктора Носова, факторы принимают риски либо поставщика, либо покупателя, либо устойчивости их совместного бизнеса. От того, каким именно образом фактор готов принять риск, зависит структура лимита финансирования, предлагаемая клиенту. Лимит на конкретную связку «поставщик — покупатель» всегда устанавливается исходя из существующего товарооборота, поэтому факторы не обходят вниманием планы отгрузок и сезонность бизнеса. По словам г-на Робу, факторы, как правило, работают с малыми и средними компаниями, но есть примеры успешного применения факторинга крупнейшими предприятиями России.
По мнению Александра Морозова, управление рисками в факторинговых компаниях в настоящее время активно развивается. «Раньше мы делали упор на анализе финансового состояния поставщика, однако сейчас факторы стремятся детальнее узнать и финансовое состояние дебиторов. Модель анализа также сильно зависит от применяемого продукта», — отметил он. При безрегрессном факторинге финансовое положение поставщика, по сути, не оценивается — фактора интересует платежеспособность дебитора. При страховании фактора от риска неплатежа дебитора при безрегрессном факторинге идет оценка финансовой устойчивости страховой компании. В предпоставочном факторинге появляются рыночный риск и элементы кредитного анализа (в этом случае фактора интересует устойчивость и поставщика, и дебитора, ведь они оба, по сути, являются заемщиками). В реверсивном факторинге упор делается на анализ дебитора и контрактов. Растет и международное направление: обычные методики оценки риска здесь не работают, платежеспособность иностранного покупателя обычно оценивает международный фактор-партнер.
По мнению участников рынка, в целом факторы справляются со своими рисками достаточно хорошо. По словам Антона Мусатова, последний раз уход с рынка значимых игроков произошел в 2008 году. «Сегодня факторы знают почти обо всех возможных способах нечестного ведения бизнеса, и превентивные меры по большей части работают», — полагает Виктор Носов.
Дальнейшее развитие рынка факторинга, по мнению Антона Мусатова, во многом зависит от активности факторинговых компаний и возможности увеличения их портфеля. «Если в ближайшее время будут устранены законодательные ограничения при работе факторинга с государственным бюджетом и в рамках международной деятельности, сняты определенные запреты при факторинге алкогольной продукции, то мы считаем, что препятствий для дальнейшего роста рынка не будет», — уверен он.
Источник: РБК daily Ольга Адамчук