Обзор мирового рынка факторинга
В мировом обороте факторинга, который в 2006 году составил немалую сумму в один с лишним триллион евро, более 70% приходится на европейские страны. Как ни странно, в 2006 году следом идут страны Азии – около 13% мирового оборота, и лишь за ними Америка – чуть больше 12%.
О состоянии мирового рынка факторинга
В мировом обороте факторинга, который в 2006 году составил немалую сумму в один с лишним триллион евро, более 70 % приходится на европейские страны. Как ни странно, в 2006 году следом идут страны Азии – около 13 % мирового оборота, и лишь за ними Америка – чуть больше 12 %. Безусловный лидер на мировом рынке факторинга – Великобритания, которая еще в XIV веке стала его родоначальницей. Тут насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться. Суммарный факторинговый оборот Объединенного Королевства в 2006 году составил почти 250 млрд. евро, то есть более 20% мирового.
Помимо Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС – Италия, Франция, Германия, Испания, Ирландия, Нидерланды. Из неевропейских стран довольно большим оборотом факторингового рынка могут похвастаться США, Япония, Тайвань, Австралия и Бразилия.
Крупнейшие факторинговые компании Европы | ||
Великобритания | Италия | Франция |
Royal Bank of Scotland Lloyds TSB | Intesa Mediofactoring Ifitalia Factorit | Eurofactor GE Factofrance |
Что касается международного факторинга, который обслуживает внешнеэкономические сделки резидентов, в Великобритании он составляет всего-навсего 2% общего оборота. Лидируют в этом направлении Германия и Тайвань. Вполне понятно, что чем меньше стоимость экспортного факторинга, тем большим будет спрос на него. В Германии – стране с самым большим оборотом международного факторинга – экспортер платит компании-фактору не более 0,6% от суммы экспортного контракта. Для сравнения, в России цена такой услуги может доходить до 1,5%.
Просматривая общие тенденции рынка, можно заключить, что лидерство той или иной страны отнюдь не определяется большим количеством факторинговых компаний.
Позиция на мировом рынке | 1-е место | 2-е место | 3-е место | 4-е место | 5-е место | |
По количеству факторинговых компаний | Страна | США | Великобритания | Бразилия | Турция | Швеция |
Количество компаний | 108 | 100 | 100 | 88 | 60 | |
По обороту внутри страны | Страна | Великобритания | Италия | Франция | США | Япония |
Оборот, млн. евро | 243 838 | 113 035 | 90 190 | 90 000 | 73 715 | |
По обороту международного факторинга | Страна | Германия | Тайвань | Франция | Италия | США |
Оборот, млн. евро | 19 300 | 12 000 | 9 819 | 7 400 | 6 000 | |
По совокупному факторинговому обороту страны | Страна | Великобритания | Италия | Франция | США | Япония |
Оборот, млн. евро | 248 769 | 120 435 | 100 009 | 96 000 | 74 530 |
Например, США, где функционирует наибольшее количество факторинговых компаний, приблизительно в 2,5 раза уступают по объему рынка Великобритании. А Бразилия, Турция и Швеция, где также зарегистрировано большое количество факторов, и вовсе далеки от ведущих стран мира – их совокупный оборот за 2006 год колеблется около 20 000 млн. евро.
По темпам развития рынка следует сказать, что его рост за 2006 год составил 11,8%. Очень высокие темпы роста у австралийского рынка, периодически наблюдается подъем на рынке Африки. В отдельные годы рынок факторинга тут увеличивался на 35-39 %. Европейские страны тоже «держат марку». Хоть рынок растет в среднем на 11,8 % (по данным 2001-2006 гг.), но тенденция роста тут стабильна, а это говорит о том, что факторинговые услуги в Европе востребованы.
Продуктовый ряд на мировом рынке факторинга
Деление факторинговых услуг в разных странах проводится по различным критериям, а один и тот же вид факторинга может носить разное название в Великобритании, Италии и США.В международной практике факторинг может рассматриваться как простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без дополнительных услуг – когда речь идет об invoice discounting (инвойс дискаунтинг) – либо как полный набор услуг по финансированию и администрированию дебиторской задолженности – full factoring (полный или классический факторинг). Классический факторинг имеет массу преимуществ: он предусматривает управление рисками, обслуживание дебиторской задолженности, изучение платежеспособности дебитора, оказание коллекторских и других услуг.
В то же время, стоимость полного факторинга значительно выше, а потому во многих странах он остается на вторых ролях. Если, например, в Великобритании минимальная комиссия фактора по инвойс дискаунтингу составляет 0,35-1% от суммы сделки, то по классическому факторингу она равняется 0,75-2,5%. Во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах ставки несколько ниже, чем в Великобритании, но соотношение по ценам на различные виды факторинга остается приблизительно одинаковым. Инвойс дискаунтинг обычно обходится компаниям дешевле не только потому, что предполагает меньший спектр услуг. Этим видом финансирования пользуются преимущественно компании с большим торговым оборотом, что дает им возможность договориться с компанией-фактором о более низкой оплате ее услуг.
Также на Западе популярна услуга реверсивного факторинга, при котором один фактор работает со всеми дебиторами определенного поставщика. В отличие от России, Европа уже начинает использовать предпоставочное финансирование. В этом случае оплата товара осуществляется фактором в момент получения заказа, когда дебиторская задолженность, по сути, еще не возникла, так как продукция еще не была отгружена. Согласно конвенции УНИДРУА, может использоваться факторинг и без непосредственно финансирования дебиторской задолженности. При этом услуги фактора могут включать оценку платежеспособности покупателя, инкассацию долга, ведение его учета и др.
Статистика показывает, что сегодня в мире преобладает безрегрессный факторинг (44,5%), следом за ним по объему оборота идут финансирование под уступку дебиторской задолженности – инвойс дискаунтинг – (30,7%) и факторинг с регрессом (22,3%). На коллекторские и другие услуги факторинговых компаний мира приходится всего 2,5% их оборота. В структуре международного факторинга по-прежнему лидирует экспортный факторинг, объемы которого превышают импортный факторинг почти в 4 раза.
В отдельных странах структура рынка факторинга может существенно отличаться. Это связано с особенностями платежной дисциплины и традициями проведения коммерческих сделок в этих странах. Доминирующее положение в Великобритании занимает инвойс-дискаунтинг, а в структуре полного факторинга преобладает регрессный. В Германии, Италии, Франции и ряде других континентальных стран преобладают инвойс-дискаунтинг и безрегрессный факторинг, что связано с особенностями лицензирования. Право оказывать услугу регрессного факторинга, например, в Германии можно получить только вместе с банковской лицензией. Регрессный факторинг также нашел распространение в Португалии и Австрии, а реверсивный факторинг – в Испании.
Что нас ожидает?
Развитие рынка факторинга весьма противоречиво. Этот способ финансирования начал активно распространяться не так давно, и на современном этапе еще сталкивается с проблемами неосведомленности потенциальных клиентов и недоверием субъектов товарного рынка. В одних странах факторинг прижился, в других – порой, не менее развитых в экономическом смысле, – не смог завоевать должной популярности. Одно несомненно, развитие факторинга во многом определяется тем, как его видят и используют наиболее успешные банки и факторинговые компании. Лидеры рынка формируют модель, а молодые компании пытаются использовать наработанные до них схемы. Более развитые страны дают толчок, а развивающиеся – следуют примеру своих более успешных соседей.Крупные факторинговые компании стремятся к узкой специализации, как по виду предоставляемого факторинга, так и по сфере хозяйственной деятельности, которую они обслуживают.
В Великобритании факторы обслуживают производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной торговли. В Италии факторинг широко используется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции – пищевая промышленность, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли.
Тенденции развития факторинга в развитых и развивающихся странах несколько различаются. В развивающихся странах лишь начинают использовать инвойс-дискаунтинг. А наиболее успешные факторы в развитых странах уже пытаются диверсифицировать свой продукт, вводить принципиально новые услуги – реверсивный факторинг, финансирование под товары, оборудование и другие активы. Они расширяют сеть зарубежных филиалов и дочерних компаний, развивают свою деятельность посредством Интернет. Все большую роль тут начинает играть риск-менеджмент и администрирование дебиторской задолженности, а не только ее финансирование.
Источник: ИА "Факторингс.ру" Екатерина Федосова