Факторинговые организации в России
Факторинг – это гибкий вид коммерческого финансирования, который позволяет эффективно работать с кредиторской и дебиторской задолженностью без увеличения кредитной нагрузки. При оформлении факторинга в сделке, помимо заказчика и исполнителя контракта, появляется третья сторона – факторинговая компания, которая становится владельцем денежных обязательств и выплачивает финансирование.
Согласно главе 43 Гражданского кодекса РФ, по договору финансирования под уступку права требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется передать денежные требования к третьему лицу (должнику) другой стороне - финансовому агенту (фактору) - и оплатить оказанные услуги.
Финансовый агент выплачивает деньги за полученную дебиторскую задолженность и осуществляет дальнейшую обработку дебиторской задолженности (предоставление дополнительных услуг, помимо выплаты финансирования, является обязательным атрибутом факторинговой сделки).
В соответствии со статьей 825 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации могут заключать договоры факторинга в качестве финансового агента. Таким образом, законодательство не накладывает существенных ограничений на возможность предоставления факторингового финансирования. Любая коммерческая организация может зарегистрироваться в качестве факторинговой компании, для этого не требуется лицензий или разрешений, создания обязательных резервов и т.д.
Сколько факторинговых компаний работает в России?
На сегодняшний день в России зарегистрировано 156 действующих организаций, основным видом деятельности которых является "Предоставление факторинговых услуг". (64.99.5), но фактическое количество факторинговых компаний выше. Ряд финансовых учреждений зарегистрирован в ОКВЭД "Деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг страхования и пенсионного обеспечения" (64,9), которая также дает право на предоставление факторинговых услуг.
Среди российских факторинговых компаний есть как крупные структуры, финансирующие миллиардные контракты, так и небольшие компании, работающие над сделками для отдельных отраслей, регионов или даже конкретных компаний. Согласно аналитическому отчету, подготовленному АФК и НCR, на 1 января 2021 года только 37 действующих российских факторинговых компаний имели портфели, превышающие 1 млрд рублей - среди них такие гиганты, как ВТБ Факторинг (335 млрд) и Альфа-Банк (196 млрд).
Почему существует мало действующих факторинговых компаний?
Относительно небольшое количество действующих факторинговых компаний можно объяснить двумя причинами:
- Чтобы быть успешной в факторинговом бизнесе, организация должна иметь большой запас наличности (или какой-то источник средств под низкие проценты).
По этой причине большинство лидеров рынка факторинга принадлежат крупным банковским структурам: в десятке крупнейших российских факторинговых компаний нет ни одной небанковской организации. Более того, на десять крупнейших компаний по размеру портфеля приходится почти 90% всего российского рынка факторинга.
- Процесс обработки факторинговых сделок сопряжен с серьезными затратами - он требует высококвалифицированного персонала, серьезного технического оснащения и т.д. Кроме того, поскольку факторинг в России еще не получил широкой известности, для расширения бизнеса и привлечения новых клиентов требуются значительные расходы на рекламу и продвижение услуг.
Решением второй проблемы в последнее время стала дигитализация факторинговых услуг и использование онлайн-платформ. Факторинговые компании, работающие на онлайн-платформах, обычно отдают на аутсорсинг техническую обработку сделок, первичную проверку документов и скоринг заявок, что сокращает временные и финансовые затраты и дает факторинговым компаниям доступ к пулу клиентов и заявок из разных регионов России.
Небанковские факторинговые организации
Хотя большую часть факторингового финансирования в России предоставляют крупные банки, существуют и независимые коммерческие организации, предоставляющие факторинговые услуги и успешно работающие на рынке. В большинстве случаев они специализируются в определенной отрасли или на конкретных видах соглашений, в которых они имеют большой профессиональный опыт. Такой подход снижает собственный риск фактора и облегчает клиентам доступ к финансированию - сделка проверяется в короткие сроки, а условия факторинга могут быть легко адаптированы к каждому клиенту.
Основное преимущество небольших небанковских факторинговых компаний заключается в том, что они финансируют контракты, которые недоступны для крупных предприятий, с небольшими суммами контрактов, в сложных отраслях.
Источник: ГетФинанс