Факторинг - обменный пункт дебиторки
Компании в материале: РОВИ Факторинг Плюс
Теория и практика факторинга, как специализированного продукта, возвращает дебиторской задолженности статус актива, то есть того, что можно обменять на деньги - Виктор Вернов, генеральный директор компании Факторинг ПЛЮС.
Теория и практика факторинга, как специализированного продукта, возвращает дебиторской задолженности статус актива, то есть того, что можно обменять на деньги - Виктор Вернов, генеральный директор компании Факторинг ПЛЮС.
Факторинг для малого и среднего бизнеса: теория и практика
Российский рынок факторинга ежегодно растет в среднем на 30 процентов. Считающийся кризисным 2020 год лишь подстегнул развитие - к резкому росту объемов онлайн-торговли добавились успешные кейсы по применению факторинга в новых для него индустриях. Одной из таких стал сегмент маркетплейсов. Их основные поставщики – компании малого и среднего предпринимательства. Для них 28 апреля 2021 Центральный банк РФ провел обучающий семинар. Основными спикерами стали участники рынка факторинга, которые рассказали об этом инструменте пополнения оборотных средств, дали практические советы и показали реальные кейсы.
Экспертизой поделился также Виктор Вернов, генеральный директор компании «Факторинг ПЛЮС». На протяжении 15 лет Виктор не только развивает отрасль как активный участник рынка, но и принимает непосредственное участие в выработке регуляторных правил и деловых практик в индустрии в составе правления Ассоциации факторинговых компаний. Ему как представителю компании-лидера рынка в сегменте МСБ доверили открыть мероприятие.
О цифрах
Отсрочка платежа – норма современного общества. Две трети контрактов в мире сегодня совершаются именно по этой схеме.
В России общий объем дебиторской задолженности составляет более 51 триллиона рублей, в нее входит задолженность покупателей в размере 23,4 триллиона рублей.
Последняя цифра сопоставима с объемом всего кредитного рынка страны. Весь этот объем дебиторской задолженности, даже если она срочная и качественная, рассматривается предпринимателями и сотрудниками финансовых служб компаний как дыра в активе баланса, которую нужно заполнить. И каждый заполняет ее исходя из имеющихся возможностей и представлений о бизнесе. У кого-то достаточно собственных средств, кто-то прибегает к помощи кредитов, МФО, обращается к венчурным инвесторам. Есть и те, кто приостанавливает выплаты своим поставщикам для того, чтобы решить вопрос с собственной дебиторской задолженностью.
Факторинг - "обменный пункт" дебиторки
Факторинг, как специализированный продукт, возвращает дебиторской задолженности статус актива, то есть того, что можно обменять на деньги. Упрощенно это можно сравнить с работой с иностранной валютой. У дебиторской задолженности есть различная стоимость и надежность. Факторинговые компании как специализированные игроки рынка в состоянии определить качество дебиторки.
Так же, как и иностранную валюту, дебиторскую задолженность нельзя использовать как мгновенное средство платежа: вы не можете дебиторкой выплатить зарплату или осуществить платеж вашему поставщику.
Как развивается факторинг в России
Если посмотреть на динамику портфеля факторинга, то видно, что с 2017 года он пошел в резкий рост и в последние несколько лет развивается с темпом более 30 %в год, а его объем уже превысил 1 триллион рублей. Рост продолжается и по данным первого квартала этого года, что демонстрирует востребованность этого инструмента оперативного финансирования, а также определяет качество, скорость и технологичность оказываемых на рынке услуг.
Факторинг – инструмент с быстрой оборачиваемостью. При портфеле в 1,1 триллиона рублей объем выплаченного финансирования приблизился к отметке в 4 триллиона рублей. Это говорит о том, что оборот средств в рамках факторинговых сделок происходит порядка 4 раз в году и составляет 90 дней, что примерно соответствует стандартной торговой отсрочке бизнеса. Безусловно, есть короткие отсрочки, и мы умеем с ними работать (например, поставки в сегменте продуктов питания они начинаются от 5-14 дней). Есть длинные отсрочки на специфическую работу, поэтому 90 дней – средний показатель по рынку.
На сегодня факторинг как услуга доступен везде, в первую очередь, за счет перевода практически всех процессов в онлайн. Поэтому, где бы вы ни находились в России, факторинг как инструмент оперативного финансирования будет доступен практически от любого игрока рынка.
Факторинг для малого и среднего бизнеса
С точки зрения объема портфеля доля сделок с компаниями МСБ сегодня сравнительно невелика. Однако, если посмотреть на пропорции в количестве клиентов, то видно, что более 2/3 клиентов относятся к сегменту малого и среднего бизнеса. Этот сформировавшийся тренд уже привлекает внимание со стороны ключевых участников рынка. Что, конечно, позволяет говорить о том, что доля МСБ в факторинге будет только расти.
О ключевых участниках рынка в сегменте МСБ. Рынок уже сейчас является развитым, на нем активно работает около 35 участников, всего их около 50. Подавляющее большинство из них входят в Ассоциацию факторинговых компаний. Их список можно посмотреть на сайте АФК - ключевого профильного объединения участников рынка.
О продуктах
Факторинг давно перерос ранее действовавшее узкое клиентское предложение, сейчас оперативное финансирование предоставляется участникам госзаказа, в первую очередь по 223 ФЗ и 615 ПП (поставки в адрес крупных госкорпораций или компаний с госучастием). Якорным продуктом для факторингового предложения, по-прежнему, остается финансирование регулярных поставок в адрес федерального ритейла. Однако рынок прирастает новыми индустриями: электроэнергетика, машиностроение и другие места "обитания" крупного устойчивого бизнеса.
Относительно новое направление, продуктовое предложение по которому пока формируется – специализированное финансирование для поставщиков маркетплейсов. На фоне прошлого года колоссально выросло число площадок в сегменте e-Com Marketplace и уже формируется значительный спрос от компаний сегмента МСБ в финансировании поставок в адрес всем известных торговых площадок и вообще всего чего угодно в e-commerce.
В онлайн уходит все, включая и традиционный оффлайн-бизнес: даже аптечные сети могут называть себя e-Com-маркетплейсами. Есть такие площадки и у крупных игроков финансового рынка и факторинговые компании уже работают с ними.
Еще один пласт факторинговых решений – это финансирование так называемых «сложных клиентов». К ним относятся компании, имеющие либо долгосрочные контракты с этапной сдачей работ, либо контракты с разнообразными оговорками в части приемки товара.
С чего начать и что выбрать
Ключевая развилка по видам в факторинге – это регрессное или безрегрессное финансирование. Регрессный факторинг означает, что в случае, если покупатель оказался неплатёжеспособным и не рассчитался в течение отведенного срока (так называемый период ожидания), то право требования переходит к фактору и эту задолженность придется погашать получателю факторингового финансирования, т.е. поставщику. Безрегрессный факторинг – по сути, продукт со страхованием кредитного риска покупателя, и если он не сможет произвести расчет в требуемый срок, но при этом не отказывается от прав денежного требования, то эти риски ложатся на фактора. Регресс и безрегресс отличаются ценообразованием, иногда – доступностью. По разным дебиторам решения могут отличаться, поэтому, обращаясь в факторинговую компанию, можно поинтересоваться, по какой схеме она работает с интересующим вас дебитором.
Второй пласт – международный, экспортно-импортный факторинг. Это более специализированный продукт, не все участники рынка на нем фокусируются, но порядка 3-5 участников АФК активно его продвигают. При поиске решений в этом направлении можно воспользоваться известными поисковыми системами в интернете.
Есть более сложные решения, доступные на рынке. Одно из них – это закупочный факторинг, то есть финансирование не под дебиторскую, а кредиторскую задолженность, исходя из платежеспособности компании.
Есть факторинг агентский, когда фактор выступает агентом по осуществлению платежей. Компания поручить фактору осуществить расчет с поставщиками, сама рассчитавшись с ним несколько позже.
Есть целый ряд и других активно развивающихся сейчас направлений, среди них – и упомянутый госфакторинг.
Как уже сказано, сейчас факторинг – полностью онлайн-продукт, поэтому при выборе поставщика оперативного финансирования стоит смотреть не столько на наличие офиса в регионе, сколько на ценовые условия, оперативность, простоту обслуживания и масштабы деятельности компании.
Кто подойдет для факторинга гарантированно. Это все крупнейшие компании из известных рейтингов (например, рейтинг крупнейших российских компаний по чистой выручке РБК 500) либо лидеры отрасли. Не нужно думать, что работа с ними недоступна малому и среднему бизнесу. К примеру, в числе клиентов «Факторинг ПЛЮС» большой объем занимают компаний МСБ, поставляющие сопутствующие товары и услуги в адрес крупных предприятий – это и кейтеринг, образовательные услуги, организация логистики, поставки униформы, расходных материалов, геодезические изыскательные работы и многое другое.
Кроме этого, хорошо под факторинговую логику подходят компании в сегменте фармацевтики, добывающая отрасль, энергетика, машиностроение – все, кто работают по 223 ФЗ и 615 ПП.
Наверное, самый простой критерий того, подходит ли компания для факторинга – это уровень автоматизации закупок. Так, наличие личного кабинета поставщика с большой вероятностью говорит о хорошей факторабельности дебитора.
Про деньги
Рынок сейчас пришел в целом к понятной истории с тарифообразованием. Как правило, это ставка за использование денежных средств либо т.н. процент от накладной. Ставки сопоставимы с кредитными - от 8-9 % годовых. В некоторых случаях – выше, так как фактор закладывает свой риск, связанный с возвратами и зачетами.
Статистика возвратов, зачетов либо маркетинговых вычетов при работе с покупателем - очень важный момент при запуске факторинговой сделки, так как влияет на ценообразование.
В заключение
Факторинг до сих пор является новацией - рынок активно растет, появляются новые игроки, в том числе малоизвестные. В этой связи рекомендуется проявлять разумную осмотрительность, в том числе уточнять информацию на сайте Ассоциации факторинговых компаний.
Основное преимущество факторинга – скорость. Даже если вы не сможете получить положительный ответ – вы получите его быстро.
Источник: Дзен канал Факторинг ПЛЮС