Российский факторинг. Прогнозы и диагнозы.
Компании в материале: ЮниКредит Банк
Factorings.ru встретился с заместителем начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадием Золкиным и попросил обрисовать возможные сценарии развития факторинга.
Factorings.ru встретился с заместителем начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадием Золкиным и попросили обрисовать возможные сценарии развития факторинга.
Пессимистичный сценарий: рынок сокращается, с него уходят многие игроки, а получить факторинговое финансирование ставится фактически невозможно.
Что может стать с рынком к 2014 году?
Мы не оставляем надежды, что к 2014 году все текущие сложности будут позади. Как показывает практика, любое падение рано или поздно сменяется ростом. Но пока будет иметь место нестабильность мирового финансового рынка, пятилетние прогнозы делать преждевременно.
Сейчас, темпы роста факторингового рынка были практически прерваны на взлете финансовым кризисом, который может перерасти в экономический. На данный момент очевидно одно – “дно” еще не достигнуто. Но темпы дальнейшего роста рынка факторинга после прохождения “дна” зависят от того, как поведет себя российская экономика в целом. Оставаясь оптимистами, мы надеемся на “V”-образное развитие событий, то есть на то, что спад рынка в дальнейшем компенсируется соответствующим подъемом. Но и “L”-образное развитие (боковой тренд после падения), к сожалению, не исключено.
Какие факторы уйдут с рынка и почему?
Думаю, что определенные сложности возникнут у следующих типов участников рынка:
а) у тех, кто на фоне роста экономики пренебрегал элементарным кредитным анализом, принимал неоправданный или однобокий риск, тем самым увеличивая объем не только высокодоходного, но высокорискованного портфеля;
б) у тех, кто недостаточно внимания уделял IT-обеспечению и мониторингу текущего
состояния портфеля, что не давало возможность осуществить превентивные меры и избежать или, по крайней мере, минимизировать потери и просрочки.
в) у тех, чья структура пассивов подвержена макроэкономическим шокам, не диверсифицирована и сильно зависима от внешних займов, рефинансирование которых в текущей ситуации крайне затруднительно.
Резюме можно провести следующее: на рынке останутся игроки, имеющие сбалансированную структуру пассивов, способных привлекаться на рынке, применяющие консервативные методы и подходы к принятию рисков и их мониторинга, учитывающие особенности факторинга.
Не исключаю, что в текущей ситуации в ряде банков факторинговые проекты временно заморозят, а некоторые независимые факторинговые компании встанут “на якорь” в силу недостаточности или слишком дорогого фондирования. Думаю, что итоги 1-го полугодия 2009г. расставят все по своим местам.
Какая максимальная процентная ставка возможна?
Процентная ставка зависит от стоимости привлеченных ресурсов, маржи за риск и OPEX. В последнее несколько месяцев ставки неуклонно росли. На сегодня ставка Моспрайм (1м) составляет более 20% годовых, т.е. в итоге для клиентов по факторингу она составляет как минимум около 27-35% годовых (all-in). Более высоких ставок ожидать очень не хочется, так как при дальнейшем росте ставок многие поставщики и покупатели будут не готовы нести подобные расходы при ограниченной возможности перекладывания стоимости на конечного потребителя. Надеюсь, что в дальнейшем, по мере стабилизации ситуации на финансовом рынке, ставки по факторингу снизятся.
Кто не заинтересован в развитии рынка факторинга?
Таких, я думаю, нет.
Что придется делать существующим Клиентам факторов? Есть ли
реальные альтернативы факторингу?
В связи с возросшими процентными ставками, в том числе по факторингу, ожидается рост стоимости продукции для конечных покупателей, что частично может компенсировать возросшие затраты для поставщиков. Но оптимизация и увеличение цен имеет свои пределы. Тенденция увеличения отсрочек платежа, наблюдающаяся до сих пор, скорее всего, примет обратный тренд. Но полностью отсрочки платежа не исчезнут с рынка. Следовательно, факторинг останется востребованным. Заместить факторинг другими кредитными продуктами полностью и комплексно невозможно. В части финансирования кассовых разрывов, теоретически, можно привлекать кредиты/овердрафты (если есть залоги и выдерживает cash-flow) или зеркально раздувать кредиторку. Но это сейчас либо нереально, либо не соответствует целям факторинговых клиентов – росту продаж.
В дальнейшем, по мере восстановления макроэкономических показателей и усиления конкуренции, рост увеличения отсрочек может возобновиться.
Что будет происходить с остальными отраслями экономики?
Наверное, ничего нового я сказать не смогу. Несмотря на прогнозируемый МВФ рост экономики в 3,5%, в следующем году безоблачные перспективы не улыбнутся никому. Уже очевидно, что в следующем году экономический рост будет финансироваться за счет дефицита бюджета, что увеличит и без того возросшую инфляцию.
По прогнозам Standard & Poor’s, в ближайший год проблемная задолженность банковского сектора может составить 10% и более в случае значительного ухудшения макроэкономической ситуации в России, серьезного изменения валютного курса и дальнейшего ухудшения ситуации с ликвидностью. Рост числа дефолтов предприятий и компаний реального сектора экономики приведет к росту просроченной задолженности как российских банков так и факторов.
Экспорт-ориентированные отрасли ожидают падение спроса (и цен) как на сырьевые товары (commodities), так и на прочую продукцию в связи с ожидаемой дефляцией доллара США и рецессией ведущих экономик.
Заявление главы ЦБ о “повышении гибкости валютного курса… с некоторой тенденцией к ослаблению рубля в отношении основных валют” дает основания ожидать постепенной девальвации национальной валюты, что вместе с ограниченными возможностями привлечения и удорожанием кредитных ресурсов будет достаточно сильно бить по импортерам, и, как следствие, по конечным потребителям. Некоторые импортёры продуктов питания уже объявили дефолты.
Ритейл-сектор, наверное, ждет ряд слияний и поглощений. Период агрессивного роста данного сектора за счет долгов, в надежде не на собственный денежный поток, а на возможность дешевого рефинансирования, закончился.
Внутренне ориентированные отрасли также столкнутся с дефицитом оборотных средств и спадом покупательной способности. Ряд компаний не смогут рефинансировать привлеченную ранее задолженность и расплатиться по кредитам. Про строительный сектор и недвижимость говорить что-либо уже даже неприлично.
Оптимистичный сценарий: рынок растет, на рынке появляются новые игроки, стоимость финансирования снижается.
Насколько факторинг может стать популярен? Да каких высот можетдорасти рынок?
Факторинг в России имеет очень высокий потенциал роста. Емкость рынка как минимум в 10 раз превышает текущий уровень факторингового оборота. При благоприятной макроэкономической ситуации он мог бы продолжать расти и далее такими же темпами (80-100% в год). Но сейчас такой сценарий, к сожалению, маловероятен.
Какие российские факторы способны к экспансии на рынки СНГ, Европы, мира?
Думаю, что сейчас таких нет.
Какие три условия должны быть выполнены, чтобы оптимистичный сценарий состоялся?
Основной драйвер оптимистичного сценария – достижение макроэкономической стабильности, достижение приемлемых процентных ставок, избежание рецессии и рост доходов населения как конечного потребителя в цепочке, куда, как правило, встраивается факторинговое финансирование.
Что будут предлагать факторы клиентам (изменится ли формат предложений, услуг)?
Возможно, будут некоторые модификации существующих факторинговых продуктов с добавлением каких либо услуг, востребованных на рынке. Но не думаю, что на падающем рынке возникнут какие либо новые экзотические факторинговые продукты. Основная продуктовая линейка на сегодняшний день уже определена. Именно она и будет совершенствоваться.
По результатам 1-го полугодия 2009 г. многие факторы вынесут для себя уроки, что, вероятно, скажется на ужесточении требований, как к Клиентам, так и к их дебиторам. Надеюсь, что компании, также, станут более прозрачными, что упростит Факторам оценку потенциальных рисков.
Каким образом государство принимало участие в рынке в 2007-2008 годах?
Несмотря на ряд проблем (в частности, с законодательной базой, вопросами резервирования, валютного контроля, налогового кодекса) и неоднократное обращение Факторов с просьбой разрешить эти вопросы, на практике никаких изменений в 2007-2008 гг. не произошло.
После принятия плана оздоровления экономики в начале ноября 2008 года были ли реальные действия со стороны Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России? Есть ли результат?
О конкретных действиях, предусмотренных данным планом (директивы представителям государства в банках, решение наблюдательного совета Внешэкономбанка) мне ничего не известно. Результата тоже не видно. Я не считаю, что такими методами можно заметно изменить ситуацию. Факторинг – продукт достаточно технологичный. Но даже при наличии или покупке соответствующих специалистов/технологий, появление полноценного факторинга в государственных банках в кратчайшие сроки ожидать не приходится, если только не будет иметь место покупка какого либо уже действующего игрока.
Что должно сделать государство для того или иного сценария развития?
В дальнейшем, государство будет продолжать осуществлять действия, направленные на недопущение рецессии. Но в любом случае, ставшие в одночасье популярными рецепты государственного вмешательства и ужесточения регулирования ничего не гарантируют.
Источник: www.factorings.ru