Рынок факторинга удвоился и превысил 11 млрд. долларов
14.06.2007 12:18
В 2006 году стало очевидно, что факторинговая услуга из побочного продукта банковской системы превратилась в самостоятельную высокотехнологичную индустрию. Линейка факторинговых услуг и уровень их качества и технологий вплотную приблизились к западным стандартам.
В 2006 году стало очевидно, что факторинговая услуга из побочного продукта банковской системы превратилась в самостоятельную высокотехнологичную индустрию. Линейка факторинговых услуг и уровень их качества и технологий вплотную приблизились к западным стандартам.
По оценкам аналитиков, объем рынка в 2006 году составил 297,2 млрд руб. (1,1% ВВП) против 147,1 млрд руб. (0,9% ВВП) в 2005 году. По итогам 2006 года российский рынок факторинга удвоился, превысив 11 млрд долл.
Структура спроса на сегодняшний день такова, что 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% - торговым. Более трети потребителей факторинга являются производители пищевой продукции.
Сегмент малого и среднего бизнеса становится важным ориентиром даже для компании, традиционно работавших с крупными предприятиями. Растущая популярность этого финансового инструмента среди малых предприятий объясняется тем, что он позволяет им получить финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям данный инструмент позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов.
По оценкам аналитиков компании SMART Business Solutions, общая численность игроков российского рынка факторинга на сегодняшний день составляет порядка 30 компаний и банков, в то время как в Европе в среднем в одной стране работает 13 компаний. В ближайшее время, по словам участников рынка, останутся те участники, которые кроме финансирования под уступку прав денежного требования готовы предоставлять и другие составные части факторинговой услуги, а именно страхование рисков, управление дебиторской задолженностью, информационное обслуживание. Это не означает, что рынок вступил в фазу насыщения. Его потенциал далеко не исчерпан. Однако структура и параметры рынка меняются на глазах.