Факторинговые компании ищут новых клиентов
Больше всего перспектив проникновения факторинга сейчас видится в компаниях, занятых логистикой, сельским хозяйством, IT-технологиями, машиностроением, консалтинговыми услугами.
Факторинговые компании ищут новых активных клиентов среди дочерних структур крупных холдингов и в отраслях, где уровень проникновения инструмента пока невелик. Это, например, IT, логистика и грузоперевозки, онлайн-торговля и селлеры, сельское хозяйство. Однако значительная часть компаний в этих секторах относится к малому и среднему бизнесу, который опасается применять инструмент, чтобы не потерять статус.
По данным Ассоциации факторинговых компаний, в первом квартале рынок факторинга показал традиционное сезонное снижение — на 5,5%, до 2,13 трлн руб., однако год к году наблюдается рост на 56,8%. По оценкам АФК за 2023 год, 86% рынка факторинга приходится на производство, добычу полезных ископаемых и оптовую торговлю.
«Факторы активно работают с крупными и крупнейшими компаниями. Но клиентов такого масштаба немного, и большинство из них определили пул партнеров. Как следствие, идет борьба за так называемые юбки холдингов — дочерние компании крупнейших холдингов, которые сейчас тоже начинают пробовать факторинговые решения»,— отмечает управляющий директор по факторингу Альфа-банка Павел Шишов.
Именно в таких компаниях, занятых логистикой, IT-технологиями, машиностроением, консалтинговыми услугами, сейчас видится больше всего перспектив проникновения факторинга, поскольку многие раньше не пользовались инструментом, соглашается председатель правления Ингосстрах банка Станислав Даныш.
«Факторы сосредоточили свои усилия на обеспечении ликвидностью логистов из среднего бизнеса, при этом большая часть рынка все же малый бизнес, который выглядит перспективным направлением»,— добавляет Павел Шишов.
Работа с МСБ позволяет поддерживать уровень маржинальности и развивать технологичность за счет высокой адаптивности сектора к изменениям и его желания использовать инновационные решения, которые повышают эффективность, считает управляющий директор по факторингу ПСБ Иннокентий Воловик.
«Дефицитным можно назвать факторинг в нижнем квартиле крупного бизнеса и в верхнем — среднего бизнеса,— уточняет исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко.— Но это дефицит не предложения, а спроса — компании сегмента МСБ, которые сегодня работают по факторингу, все реже стремятся стать крупными. Они не готовы к повышению налоговой нагрузки и внимания со стороны контрольно-надзорных органов. Известны случаи, когда за счет использования факторинга клиенту удавалось увеличивать выручку сверх предельных значений для субъектов МСБ, в результате ФНС исключала его из реестра таких субъектов, что создавало проблемы при получении мер государственной поддержки».
Одним из самых недооцененных и перспективных направлений остается сельское хозяйство, отмечает гендиректор «ВТБ Факторинга» Игорь Внуков. По итогам 2023 года факторинговый портфель отрасли составил 13,5 млрд руб. и едва достиг 0,7% от общего. Годовая динамика тоже скромная — рост на 12% по сравнению с 57% в среднем по рынку, следует из материалов АФК.
Основная причина — государственное субсидирование кредитных ставок, которое снижает привлекательность факторинга в АПК, поясняет господин Внуков. По его мнению, более 60% кредитов АПК — краткосрочные и «при прочих равных условиях могут быть замещены факторингом». Игорь Внуков оценивает потенциал роста инструмента в отрасли в пять—семь раз, до 70–90 млрд руб.
Есть перспективы и у международного факторинга, считает гендиректор «Сберфакторинга» Игорь Лысенко. «Это связано с построением новых логистических цепочек, импортозамещением и стремлением факторов работать со всей цепочкой — от производства до реализации товара»,— говорит он. Набирает обороты интерес факторов к финансированию импорта из Китая, подтверждает Павел Шишов. Но пока на долю экспортного факторинга приходится только чуть более 1% рынка — 24,3 млрд руб. по итогам первого квартала.
Источник: Коммерсантъ Полина Трифонова |