Рейтинговое агентство Эксперт РА подготовило исследование Кредитование малого и среднего бизнеса в России: время выбирать
Согласно данным исследования, факторинг наиболее востребован в тех сегментах рынка, где присутствует заметная конкуренция между продавцами, и где возможно предоставление поставщиками товаров и услуг на условиях отсрочки платежа. Это целевой инструмент, направленный на финансирование оборотных средств, что при определенных усилиях со стороны поставщика способствует росту его продаж.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило исследование «Кредитование малого и среднего бизнеса в России: время выбирать», презентация которого состоялась на III ежегодной профессиональной конференции «Финансирование малого и среднего бизнеса-2008».
Согласно данным исследования, факторинг наиболее востребован в тех сегментах рынка, где присутствует заметная конкуренция между продавцами, и где возможно предоставление поставщиками товаров и услуг на условиях отсрочки платежа. Это целевой инструмент, направленный на финансирование оборотных средств, что при определенных усилиях со стороны поставщика способствует росту его продаж. Но, помимо этого, факторинг предусматривает предоставление услуг по управлению дебиторской задолженностью, ее страхованию и сбору. У многих небольших компаний, не обладающих собственной инфраструктурой и навыками торгового кредитования, предоставление отсрочки может вызвать возникновение существенных кассовых разрывов, сложностей при сборе дебиторской задолженности.
В этой связи факторинг в большей степени актуален именно для небольших предприятий, не претендующих на монопольное положение на рынке, но желающих развиваться быстрее конкурентов за счет предоставления своим клиентам более гибких условий оплаты, при этом, не увеличивая собственные риски, не создавая у себя дефицита оборотных средств, что особенно важно в условиях недостатка ликвидности у многих компаний.
Тем не менее, на сегодня основной объем оборота российских Факторов «делают» крупные компании: в 2007 году крупные предприятия составили 10% от общего числа обслуженных компаний и передали Факторам почти 50% от общего объема уступленных в 2007 году денежных требований. При этом, по сравнению с результатами 2006 года, доля клиентов крупного бизнеса как по числу компаний, так и по обороту в 2007 году увеличилась. Однако сегмент крупного бизнеса в скором времени достигнет некоторого насыщения, после чего Факторы вынуждены будут определяются – либо конкурировать на сегменте «премиум» клиентов, либо уходить в сегмент менее крупных компаний, где конкуренция ни по качеству обслуживания, ни по цене пока практически не ощущается, но где требуются гораздо более серьезные усилия для продвижения факторинга как услуги пока малоизвестной среднестатистическому менеджеру небольшой российской компании.
Доля малых предприятий в обороте Факторов пока стабильно составляет 14,4%, при этом доля малого бизнеса по числу клиентов в общем количестве обслуженных компаний в 2007 году снизилась, составив 43,2% (в 2006 году 52%). Таким образом, даже более медленное, по сравнению с другими сегментами, освоение малыми компаниями услуги факторинга компенсируется быстрым ростом подпитываемого факторинговым финансированием оборота таких компаний. Это наглядно демонстрирует восприимчивость малого бизнеса к такому инструменту как факторинг.
Несмотря на то, что доля средних компаний по количеству обслуженных компаний в 2007 году возросла до 46,7% (в 2006г. – 41,4%), объем задолженности, уступаемой Факторам данной категорией клиентов, составил всего 36,4% (в 2006г. - 41,5%). Такая ситуация, вероятно, объясняется тем, что многие компании-клиенты, которые в 2006 году были отнесены Факторами к малым предприятиям, в 2007 году согласно принятым у Фактора критериям уже перешли в среднюю размерную категорию.
Но, поскольку разброс по критериям включения компаний в средний размерный класс довольно существенный (по стандартной классификации сюда попадают все компании с годовой выручкой от 150 млн. руб. до 1 млрд. руб.), то эти выросшие из малых компании оказались у нижней границы отсечения и давали оборот, заметно меньший, чем те компании, которые формировали средний размерный класс клиентов Факторов в 2006 году.
? | Факторы | Объем денежных требований, фактически уступленных Фактору компаниями малого и среднего бизнеса в 2007 году, тыс. руб. | Количество компаний малого и среднего бизнеса, обслуженных Фактором в 2007 году, шт. | Доля в общем обороте Фактора денежных требований, уступленных компаниями малого и среднего бизнеса в 2007 году, % | Доля компаний малого и среднего бизнеса в общем числе компаний, обслуженных Фактором в 2007 году, % |
1 | ЗАО "ФК "Еврокоммерц" | 97 829 918 | 3 156 | 80,9% | 95,1% |
2 | ОАО "Промсвязьбанк" | 53 485 221 | 805 | 55,2% | 89,8% |
3 | ЗАО "МФК "ТРАСТ" | 13 177 632 | 770 | 65,0% | 97,0% |
4 | АКБ "Пробизнесбанк" (ОАО) (ФГ Life) | 12 659 354 | 273 | 100,0% | 100,0% |
5 | “НОМОС-БАНК” (ОАО) | 10 912 936 | 172 | 77,8% | 98,3% |
6 | ЗАО "Стройкредит Факторинг" | 9 010 676 | 252 | 57,5% | 94,4% |
7 | ОАО Банк "Петрокоммерц" | 6 569 488 | 42 | 12,2% | 52,5% |
8 | ООО "ТрансКредитФакторинг" | 6 291 808 | 68 | 43,1% | 95,8% |
9 | ЗАО ЮниКредит Банк | 5 662 129 | 76 | 42,3% | 77,6% |
10 | ООО "СИСТЕМА Фактор" | 2 751 904 | 66 | 93,4% | 95,7% |
11 | ОАО АИКБ "ТАТФОНДБАНК" | 2 384 733 | 76 | 92,7% | 92,7% |
12 | "ТКБ" (ЗАО) | 2 369 490 | 22 | 87,0% | 91,7% |
13 | АКБ "СОЮЗ" (ОАО) | 2 334 168 | 38 | 30,5% | 70,4% |
14 | ОАО "СКБ-банк" | 2 139 263 | 25 | 46,5% | 78,1% |
15 | Банк НФК (ЗАО) | 1 952 263 | 548 | 3,1% | 63,6% |
16 | КБ "РОСПРОМБАНК" (ООО) | 1 353 449 | 42 | 73,6% | 95,5% |
17 | ЗАО АКБ "ЦентроКредит" | 1 250 877 | 10 | 37,9% | 66,7% |
18 | ООО КБ «СМП» | 981 344 | 31 | 42,9% | 81,6% |
19 | ГПБ (ОАО) | 898 166 | 7 | 12,7% | 31,8% |
20 | КБ "Москоммерцбанк" (ООО) | 521 558 | 17 | 30,0% | 77,3% |
21 | ООО "ФК "Санкт-Петербург" | 496 120 | 11 | 23,0% | 84,6% |
22 | Банк "Северная казна" ОАО | 464 526 | 23 | 100,0% | 100,0% |
23 | ЗАО АКИБ «ЦЕРИХ» | 294 159 | 18 | 100,0% | 100,0% |
24 | АКБ "Вятка-банк" ОАО | 216 835 | 84 | 100,0% | 100,0% |
25 | ОАО "УБРиР" | 73 650 | 11 | 100,0% | 100,0% |
26 | ЗАО "Банк "Вологжанин" | 23 919 | 1 | 100,0% | 100,0% |
27 | ООО "МФГ "ЮниФактор" | 5 358 | 4 | 100,0% | 100,0% |
Источник: "Эксперт РА"
|