Не смешивайте факторинг с обычной уступкой прав требования, списывайте расходы на статью 279 НК РФ
Организация, применяющая метод начисления, заключает договор финансирования под уступку денежного требования, возникшего в результате оказания услуг, срок оплаты которых не наступил. Сумма финансирования равна стоимости услуг, вознаграждение агента установлено договором в виде фиксированного процента.
Следует ли применять к расходам на выплату вознаграждения положения п. 1 статьи 279 НК РФ, устанавливающей особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования? Ведь в соответствии с Гражданским кодексом РФ существуют два различных вида гражданско-правовых договоров: договор факторинга - договор финансирования под уступку денежного требования и договор уступки (переуступки) права требования.
Минфин считает, что положения ст. 279 НК РФ к отношениям по договору финансирования под уступку денежного требования не применяются, и именно по вышеназванной причине. А расходы по оплате услуг финансового агента по осуществлению факторинговых операций могут уменьшать базу по налогу на прибыль, если экономически обоснованны и документально подтверждены.
Ну а если комиссионные вознаграждения по договору факторинга выражены в процентах, то для целей налогообложения прибыли они – по уже довольно давно неизменной позиции Минфина - приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам и учитываются с учетом положений ст. 269 НК РФ (Письмо Минфина РФ 17 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/284).
Источник: Российский налоговый портал
|