Что будет с факторингом после кризиса?
В последнее время популярность факторинга у представителей малого и среднего бизнеса заметно выросла. Весьма необычное явление, считая, что владельцы небольшого бизнеса в России, как правило, очень консервативны и настороженно относятся к любым финансовым услугам.
Представители факторинговых компаний считают, что в росте популярности их услуг нет ничего необычного. «Факторинг избавляет компании малого и среднего бизнеса от ряда актуальных проблем: дефицита оборотных средств, кассовых разрывов, а также повышает платежную дисциплину дебиторов, — объясняет директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. — Кроме того, факторинг стимулирует организации к постоянному развитию».
Можно выделить три основные причины, оказывающие влияние на выбор представителей МСБ в пользу факторинга, считает заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Лягин. Первая — это отсутствие у фактора жестких требований к финансовому состоянию клиента. Вторая — нет необходимости предоставлять какое-либо обеспечение по факторинговым сделкам. Ну и третья — в отличие от крупных организаций, МСБ чаще всего имеет большую рентабельность, которая позволит ему широко и эффективно использовать факторинг.
Не последнее место для компаний МСБ занимает финансовое планирование, заниматься которым также помогает фактор, добавляет начальник отдела развития бизнеса факторинговой компании «Лайф» (Пробизнесбанк) Александр Федоров. В силу того, что финансовыми вопросами в компаниях МСБ занимаются собственники, которые в том числе являются и руководителями этого бизнеса, у них не всегда хватает времени и возможностей заниматься планированием финансовых потоков компании, отмечает эксперт. Поэтому очень важно, что при факторинге компания получает именно столько финансирования, сколько произвела отгрузок, — не больше и не меньше. Да и срок, на который выдается финансирование, зависит только от фактической отсрочки платежа. То есть даже оплата покупателем с небольшой просрочкой не вызовет кассового разрыва у компании, поскольку деньги уже были получены от фактора. Все это позволяет компании не заботиться о своих финансовых потоках и не тратить время на сложные расчеты, заключает Александр Федоров. Поэтому вопросы типа: «сколько нужно взять, чтобы хватило на поставки?», «когда и как погасить, чтобы не переплатить за проценты?» — перестают беспокоить руководителя компании и дают возможность сконцентрироваться только на продажах и развитии своего бизнеса.
А вот исполнительный директор компании «Система-Фактор» Сергей Бабичев отметил структурные особенности факторинга, которые совпадают с основными целями большинства владельцев МСБ и заключаются в стремлении к росту и развитию. «Для предприятий МСБ факторинг — единственный инструмент финансирования, позволяющий не только наращивать бизнес, превращая дебиторскую задолженность в реальные деньги, но и экономить за счет отказа от построения собственной инфраструктуры обслуживания товарного кредита, — объясняет Сергей Бабичев. — Поэтому перспективы развития факторинга в МСБ радужные, и в ближайшие годы контракты с этой группой клиентов составят весомую долю портфеля факторов».
Генеральный директор компании «Стройкредит Факторинг» Людмила Нестерова тоже считает, что потребление факторинговых услуг представителями МСБ будет расти: «Учитывая, что сегодня факторинг занимает более 10% рынка товарных кредитов, можно прогнозировать дальнейший рост спроса на услуги факторинга, особенно в тех компаниях, где доступ к банковским кредитам ограничен недостаточностью или отсутствием залоговой базы». Хотя нынешняя ситуация может серьезно скорректировать все наши прогнозы, добавляет эксперт, намекая на глобальный финансовый кризис и его негативное влияние на Россию, в том числе на рынок факторинга.
Заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании Антон Мусатов тоже рассмотрел возможность негативного влияния финансового кризиса на факторинговую отрасль: «В условиях сохраняющейся неопределенности на рынке капитала, когда коммерческие банки ужесточают политику кредитования сегмента МСБ, факторинг стал популярен, в том числе у представителей данного сегмента целевой аудитории. Но у этой популярности есть два «но». Во-первых, фактор должен понимать, что мотивация клиента на факторинг не должна быть следствием отказа универсального коммерческого банка в предоставлении обычного кредита. Во-вторых, сам клиент должен осознавать, что факторинг — это не панацея от новой беды, имя которой «нехватка краткосрочной ликвидности».
В свое время в Европе факторинг называли lender of the last resort — кредитор последней надежды. Тогда, может быть, это понятие и было актуальным, но сейчас оно отражает тот тип отношений между фактором и клиентом, который крайне опасен для развития бизнеса обоих. «Принятие на факторинговое обслуживание клиента, который пришел только за беззалоговым кредитованием, — это ряд новых рисков, связанных с большой вероятностью невозврата выплаченного факторингового финансирования, — объясняет Антон Мусатов. — Особенно это касается факторинга с регрессом — деньги взимаются не с покупателя, а с поставщика». Да и сама природа факторинговых продуктов противоречит концепции «последнего кредитора». Ведь факторинг — это инструмент роста и развития бизнеса, а не источник исключительно финансирования, которым можно заткнуть образовавшуюся в бюджете компании дыру или оттянуть момент прекращения существования бизнеса, заключает Антон Мусатов.
Российская действительность
Так что фактором приходится именно сейчас тщательнее проверять и выбирать новых клиентов, особенно компании из сектора МСБ. Но в общем-то это не так страшно для развития факторинговой отрасли. «Спрос на факторинг во всех сегментах рынка достаточно высок, — отмечает Сергей Бабичев. — Но сегодня большинство факторов видят свое дальнейшее развитие именно в популяризации своих услуг среди предприятий МСБ». Однако причиной возросшего интереса факторов к охвату данного сегмента рынка является не столько ожесточившаяся борьба за крупного клиента, сколько изменившаяся рыночная ситуация, объясняет Сергей Бабичев. Малый бизнес довольно рискованный, непрозрачный и сильно подвержен воздействию рынка. До недавнего времени довольно сложно было комплексно оценивать риски небольших предприятий. Сейчас же, с бурным развитием факторинговых услуг, риск-менеджмента, информационной базы, многие факторы позиционируют МСБ в качестве своей целевой группы, разрабатывая специализированные факторинговые продукты, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей именно небольших компаний. Уже сейчас на малый и средний бизнес приходится около 20% всего оборота, и в ближайшей перспективе эта доля будет расти, уверен Сергей Бабичев.А вот управляющий директор факторинговой компании «Еврокоммерц» Илья Волков, напротив, считает, что сегодня факторинговые компании сконцентрированы на общей задаче по развитию рынка, так как доля рынка факторинга составляет лишь 10% своего потенциала. Поэтому еще рано говорить о конкуренции за крупных клиентов или за клиентов МСБ. «Судите сами: спрос на факторинговые услуги в России очень велик, а объем российского рынка факторинга до сих пор меньше, чем в такой небольшой европейской стране, как Португалия», — рассказывает Илья Волков.
Как бы там ни было, но основными потребителями факторинга являются все-таки определенные группы представителей МСБ. Среди предприятий малого и среднего бизнеса, заключающих договоры факторинга, наибольшую долю занимают торговые компании, реализующие электрооборудование, компьютеры, бытовую технику, мобильные телефоны, аксессуары и комплектующие, рассказывает Виктор Носов. Илья Волков добавляет в этот «технический список» продавцов товаров потребления: «Факторинговые услуги актуальны в первую очередь для предприятий, занимающихся производством или оптовой торговлей, а также работающих в таких отраслях, как продукты питания и алкоголь, непродовольственные товары сегмента FMCG (бытовая химия, парфюмерия), строительные материалы, комплектующие и оборудование для сырьевого и перерабатывающего сектора».
В среднем по стране более 50% предприятий МСБ задействовано в обрабатывающих производствах и торговле, рассказывает Людмила Нестерова. По ее наблюдениям, сегодня факторинг весьма успешно используется и в работе поставщиков продуктов питания, алкогольной продукции, канцелярских товаров, товаров народного потребления, а также бытовой химии. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров, объясняет Людмила Нестерова.
Провинциальный потенциал
В любом случае факторам, хотя им и не всегда удобно «возиться» с небольшими компаниями, часто не представляется иного выхода для расширения своего бизнеса. «Рынок крупных клиентов сегодня практически поделен, и конкурентная борьба в этой нише происходит за счет ценового демпинга, — рассказывает Сергей Бабичев. — Потенциал для дальнейшего развития рынка факторинга в России лежит в сфере МСБ». А поскольку любой бизнес нацелен на его расширение, которое невозможно без наличия свободных финансовых ресурсов, спрос на факторинг со стороны малого бизнеса не иссякнет.Хотя рынок факторинговых услуг нельзя назвать насыщенным, большая часть представителей крупного бизнеса практически уже поделена между лидерами рынка, подтверждает начальник управления факторинговых операций НОМОС-банка Владимир Колодяжный. Поэтому факторы начинают потихоньку менять свой курс на представителей малого и среднего бизнеса: в этом сегменте конкуренция ниже. Эта категория клиентов становится важной целевой аудиторией, на интересы и потребности которой ориентируется все больше факторов, разрабатывая новые продукты или услуги, отмечает эксперт.
При этом есть еще одна заметная тенденция к развитию факторинга в сфере МСБ. Вследствие активных действий ведущих игроков рынка наблюдается быстрое увеличение доли региональных компаний, пользующихся услугами факторинга, рассказывает Илья Волков. Согласно данным РА «Эксперт», в 2007 году объемы рынка в значительной степени увеличились за счет регионов, основную роль среди которых сыграли Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Южный федеральные округа. Рост ощущается как по количеству компаний-клиентов, так и по объему уступаемой им дебиторской задолженности, отмечает Илья Волков.
В частности, Центральный федеральный округ, не считая Москвы, по сравнению с 2006 годом увеличил свою долю в общероссийском объеме уступленных денежных требований с 6,8% до 10,4%, а долю по количеству компаний-клиентов — с 11,3% до 12,8%. Доля же Москвы по объему уступленной дебиторской задолженности снизилась с 57,7% до 53,6%. Эта позитивная тенденция, считает Илья Волков, учитывая тот факт, что несколько лет назад услуга была популярна в основном в столичном регионе, также подчеркивает стремление крупных факторинговых компаний осваивать новые сегменты.
Последние два года продолжается активная экспансия компаний-факторов в регионы, подтверждает Людмила Нестерова. Региональный рынок факторинга демонстрирует очень хорошую динамику роста, как с помощью новых клиентов, так и за счет действующих, которые активно наращивают объемы финансирования. Последние два-три года в регионах осуществлялось активное формирование и развитие спроса на факторинговые услуги. Возросла осведомленность клиентов о факторинге, многие из них смогли оценить эффективность этого продукта на примере развития своего бизнеса. Предложения о сотрудничестве по факторингу стали для клиентов более понятны и прозрачны. Увеличилась доля малых и средних предприятий, обратившихся к факторингу, рассказывает Людмила Нестерова.
Практически все основные игроки факторингового рынка рассматривают работу с МСБ как на одно из ключевых направлений развития бизнеса, уверяет начальник управления факторинга банка «Петрокоммерц» Александр Морозов. При этом развитие факторинга в регионах будет идти опережающими темпами. Однако все это будет происходить после достижения относительной стабилизации на финансовых рынках, добавляет Александр Морозов.
Он прогнозирует, что в период финансового кризиса развитие факторинга в сфере МСБ приостановится. Однако после стабилизации ситуации большинство факторов возобновят активную работу в сегменте МСБ, считает эксперт. При этом произойдет увеличение стоимости факторинговых услуг. Со временем все ведущие факторы сформируют для представителей МСБ продуктовую линейку, включающую весь набор факторинговых услуг, начиная с финансирования закупочной деятельности (реверсивный и предпоставочный факторинг) и заканчивая полным покрытием кредитных рисков (безрегрессный факторинг), прогнозирует Александр Морозов. По его мнению, несколько крупнейших факторов займут доминирующее положение в сегменте МСБ, остальные игроки будут работать в региональных или продуктовых нишах.
«В ближайшие годы в этом сегменте ничего сильно не изменится, выделится несколько действующих игроков, обязательно появятся новые игроки, но о каком-то переделе рынка речь не идет, — подтверждает Александр Федоров. — А вот если говорить о более долгосрочной перспективе (более 5 лет), то здесь уже может произойти все, что угодно: могут появиться и новые лидеры, и игроки, в том числе зарубежные, произойти слияния и поглощения крупными компаниями более мелких». Рынок факторинга в России настолько молод, что основные события ждут нас именно впереди, в перспективе 5—10 лет, заключает Александр Федоров.
Источник: Журнал "Профиль" Максим Логвинов |