Законодательство факторингу на пользу?

05.08.2009 15:04

В апреле этого года произошло весьма значительное событие для российского рынка факторинга: в силу вступили поправки в статью 825 ч. II ГК РФ, которые отменили статью 10 Закона "О введении в действие ч. II ГК РФ". Новая редакция предусматривает право коммерческих организаций заключать договоры финансирования под уступку денежного требования (а это и есть факторинг) в качестве финансового агента, не требуя для этого специализированных лицензий. Как отреагирует на эти изменения рынок факторинга? Пойдут ли изменения на пользу?

В апреле этого года произошло весьма значительное событие для российского рынка факторинга: в силу вступили поправки в статью 825 ч. II ГК РФ, которые отменили статью 10 Закона "О введении в действие ч. II ГК РФ". Новая редакция предусматривает право коммерческих организаций заключать договоры финансирования под уступку денежного требования (а это и есть факторинг) в качестве финансового агента, не требуя для этого специализированных лицензий. Как отреагирует на эти изменения рынок факторинга? Пойдут ли изменения на пользу?

До принятия поправок ситуация складывалась так, что на основании статьи 825 ГК РФ договоры факторинга могли заключать банки и иные кредитные институты. Коммерческим же организациям требовалась специальная лицензия на осуществление факторинговой деятельности. Но до текущего момента не были определены как порядок их выдачи, так и орган, уполномоченный выдавать лицензии. Основным законом, регулирующим факторинговые операции, в нашей стране является ГК РФ, а точнее его глава 43 "Финансирование под уступку денежного требования".

Чтобы подробнее разобраться в сути проблемы, попробуем проанализировать несколько законодательных актов, которые действуют на территории РФ и в прошлом противоречили друг другу в вопросе лицензирования факторинга.

Правовая коллизия

Проблема заключалась в несоответствии друг другу норм статьи 825 ГК РФ и Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"1. Финансовому агенту необходимо было получить лицензию на осуществление операций по финансированию под уступку денежного требования. При этом следует отметить, что до сих пор не определен орган, который осуществляет выдачу лицензий. Следовательно, получить лицензию невозможно, потому что просто негде!
Банки и иные кредитные организации оказались в еще более сложном положении, так как имели право заключать договоры финансирования под уступку денежного требования с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций, поскольку подобные сделки кредитные организации вправе совершать в соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности".

Вместе с тем Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит каких-либо требований по лицензированию факторинга. В соответствии со статьей 18 указанного закона "федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с ним". Таким образом , статья 825 ГК РФ не должна противоречить федеральному законодательству о лицензировании.

Лицензирование: плюс или минус?

Коллизия в законодательстве формировала разную правоприменительную практику и, как следствие, вызывала сложности в отношениях между участниками рынка и представителями государственных органов, что значительно ухудшало условия ведения данного вида бизнеса. Во избежание возможных судебных разбирательств коммерческие организации предпочитали предоставлять услуги по финансированию под уступку денежного требования, имея статус кредитной организации.
Причин тому несколько. Во-первых, деятельность банков и кредитных организаций сдерживается экономическими нормативами ЦБ РФ. Во-вторых, это осложняло внедрение новых факторинговых продуктов. В-третьих, появилась противоречивая судебная арбитражная практика в области факторинговых отношений: одни суды признавали легальной деятельность коммерческих организаций, не имеющих статус банка, другие суды не принимали во внимание наличие коллизии в праве. Получается, что в одном случае суд решает - финансовые агенты должны осуществлять деятельность только лишь при наличии банковской лицензии, ссылаясь на статью 825 ГК РФ; в другом случае суд поясняет - лицензия финансовым агентам не требуется, ссылаясь на Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью ю Закона "О введении в действие ч. II ГК РФ"3.

Исходя из фактов, описанных ранее, можно сделать вывод, что лицензировать факторинговую деятельность нецелесообразно. В пользу этого решения говорит и анализ законодательства, регулирующего лицензирование отдельных видов деятельности в РФ, а также практики его применения. Система лицензирования эффективна в том случае, когда она решает задачи защиты прав, свобод и здоровья граждан, обеспечения обороны и безопасности государства или вызвана необходимостью обеспечения безопасности производственных процессов, а эти условия не соответствуют целям финансирования под уступку денежного требования. Кроме того, как показала практика лицензирования отдельных видов деятельности, система не гарантирует возмещения имущественного вреда и не ликвидирует риска его возникновения, поэтому является неэффективной в данной сфере и представляет собой необоснованный барьер для выхода на рынок.

Государственное регулирование

Несомненно, отмена лицензирования является положительным фактором. Но не следует думать, что деятельность в области факторинга не отслеживается государством. Контрольные функции возложены на несколько государственных структур. Работа финансового агента (фактора) сегодня регулируется с различных сторон в рамках действующего законодательства: налогового, административного, регулирующего деятельность коммерческих организаций, банковского, уголовного.

Контроль ЦБ - все операции, связанные с денежными расчетами, в том числе операции факторинга, всегда осуществляются через кредитные организации. Последние, в свою очередь, подлежат контролю в рамках действующего банковского законодательства. Следовательно, все денежные расчеты факторинговых компаний контролируются на основании норм действующего законодательства.

Более того, финансовые агенты не привлекают средства физических лиц и не работают с ними - привлечение инвестиций в факторинговый бизнес происходит через кредитные организации. Соответственно, эта деятельность также контролируется в рамках действующего банковского законодательства и не может нанести ущерб широким массам населения.

Налоговый контроль - вся деятельность факторинговых компаний, так же как и деятельность других юр лиц на территории РФ, осуществляется в соответствии с НК РФ, следовательно, за финансовыми агентами установлен жесткий контроль со стороны налоговых органов. Валютное регулирование - факторинговые компании осуществляют свои расчеты по операциям, проводимым на территории РФ в рублях. Однако в случае осуществления экспортно-импортных операций, расчеты по которым проводятся в иностранной валюте, они автоматически подпадают под действующее законодательство о валютном регулировании и валютном контроле и проверяются со стороны органов и агентов валютного контроля.

Контроль Росфинмониторинга. В январе 2008 года вступил в силу Закон ? 275-ФЗ4, который был разработан по следующей причине: финансовые агенты, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования, согласно ФАТФ, подпадают под определение "финансовые учреждения".
Следовательно, на них распространяются все базовые требования национального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Таким образом, на законодательном уровне был разработан своеобразный механизм контроля за факторинговыми компаниями, осуществляющими свою деятельность без банковской лицензии. Анализируя количество и функции проверяющих органов, можно предположить, что этих организаций вполне достаточно для нормального функционирования рынка факторинговых услуг.

Что изменится с новым законом

Введение закона вряд ли сильно отразится на рынке, поскольку его роль - урегулировать нынешнее положение дел в отрасли. Развитие факторинга сравнимо с развитием сетевого ретейла, а влияние закона будет иметь долгосрочный характер и в перспективе нескольких лет возможны следующие события:
Специализация - уже сейчас на рынке вырисовываются очертания специализации компаний-факторов. Четкую специализацию имеют пока некоторые игроки, работающие с малым и средним бизнесом, или наоборот организации, ориентированные только на крупных клиентов. Последняя прослеживается у таких факторов, как Газпромбанк, Альфа-банк и "ВТБ Факторинг". Специализированных компаний, работающих с малым и средним бизнесом, сейчас практически нет, помимо ФК "Лайф" такой проект был только у НФК. Остальные игроки рынка пока не имеют четкого позиционирования.

Новые игроки - в перспективе нескольких лет наш рынок может привлечь зарубежных сетевых игроков, но вряд ли отмена лицензирования сыграет решающую роль в этом процессе. В последнее время они проявляют все больший интерес к российскому рынку, в частности Coface Holding, Trasta komercbanka, FIMBank и IFC.
Наиболее заметным западным "новичком" является Coface Holding, который занимает 6-е место в мировом рэнкинге факторинговых организаций, с объемом купленной дебиторской задолженности €40 млн. Интересен тот факт, что Coface Holding уже работает на российском рынке с 1992 года в качестве страховщика, но факторинговой деятельности не ведет. Другие игроки пока не имеют в России существенной площадки, но это не может служить значительным препятствием для выхода на российский рынок.

Вероятно и появление новых российских участников, обладающих агрессивной стратегией развития. Но наиболее значимым для рынка станет появление дискаунтера - для факторингового рынка им может стать игрок, продающий invoice discountings.

Вывод бизнеса - у банков появился очевидный соблазн вывести факторинговую деятельность в отдельный бизнес. Однако не стоит ожидать массовых реакций. Перевести факторинговое направление из банка на отдельное юридическое лицо не так просто, поскольку технологии работы кредитной организации сильно отличаются от обычных компаний и для выстраивания этого процесса потребуются инвестиции, как временные, так и ресурсные. Внутренних барьеров здесь несколько. Во-первых, проект перехода в среднем займет год, следовательно, чтобы решиться на этот шаг, необходимо иметь проработанную стратегию развития. Во-вторых, у банков разнится отношение к самому факторингу - многие позиционируют его как дополнительный банковский продукт, то есть еще одну форму кредитования клиентов. Серые схемы - за время существования факторинг заслужил положительную репутацию и не воспринимается на рынке как форма мошенничества. В самом начале развития факторингового бизнеса были замечены случаи использования серых схем и рейдерских захватов, хотя ничего общего с факторингом они не имели, однако определенное недоверие со стороны клиентов данные истории вызывали. Появление на рынке в текущих рыночных условиях мошеннических организаций под маской факторинга маловероятно. Наверное, самое негативное событие (с отменой лицензирования никак не связанное) уже произошло - уход прежнего лидера рынка - компании "Еврокоммерц", которая допустила дефолт, и было вызвано экономической ситуацией и управленческими ошибками.

Все познается в сравнении

В настоящее время мировой рынок факторинга можно разделить на две части: крупнейшие страны, к которым относятся Великобритания, Ирландия, Франция, Италия, США, Германия, Испания, Япония, а также развивающиеся страны, такие как Россия, Болгария, Словения, Латвия. В развитых странах законодательство по факторингу существенно разнится. Например, во Франции и Италии существует государственное регулирование, но банковская лицензия не требуется, в Великобритании рынок регулирует себя сам, а в Германии нужна банковская лицензия для отдельных видов операций.

Великобритания занимает 20% мирового рынка факторинга и является абсолютным мировым лидером, ее факторинговый рынок является своего рода эталоном. Как и во многих развитых странах, значительный объем факторинговых сделок приходится на дочерние компании банков, это вполне объяснимо потребностью факторинговых компаний в финансовых ресурсах, источниками которых являются банки.

Российский рынок факторинга сильно отличается от международного опыта, большую роль здесь играет и возраст самого факторингового рынка, и влияние законодательства. Не стоит также забывать о текущих экономических условиях, в результате которых с рынка ушли независимые факторинговые компании и ряд дочерних компаний банков, что в свою очередь сильно изменило общую картину.

Сложно сделать точные прогнозы о влиянии отмены лицензирования на развитие факторинговой отрасли. Однако тот факт, что факторинг стал заметен и правительство готово идти на встречу как в изменении законодательства, так и в финансовой поддержке, дает большие возможности развития факторинга в целом.

Существенных изменений ожидать не стоит

СЕРГЕЙ КОЗЛОВ, НАЧАЛЬНИК КРЕДИТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА СДМ-БАНКА
На мой взгляд, резкого увеличения новых специализированных организаций, а вместе с ним и объемов факторинговых услуг после отмены обязательного лицензирования ожидать не стоит. Чтобы новой компании выйти на этот рынок, ей необходимо понести большие экономические издержки: на приобретение IT-обеспечения, разработку системы управления рисками, поиск персонала, маркетинг и т. д., следовательно, необходимы ресурсы для финансирования, которые столь затруднительно сейчас привлечь. Ведь барьеры для входа на рынок факторинга велики.
Любой новой компании в условиях сегодняшнего финансового кризиса привлечь денежные средства на оказание факторинговых услуг будет очень непросто. Возможно, в связи с вступлением в силу с 01.07.09 новой редакции Положения 254-П ЦБ РФ банки будут переводить свои факторинговые подразделения в отдельные юридические лица для упрощения системы формирования резервов, а не с целью их избегания, поскольку в любом случае риски факторингового бизнеса, независимо от вида юрлица, необходимо оценивать реально.

Саморегулирование рынка

Отсутствие законодательства в области факторинга не мешало многим игрокам рынка вести факторинговую деятельность без лицензии еще задолго до того, как закон был принят. В настоящее время существуют три разновидности факторов:
  • универсальные банки, осуществляющие факторинговое обслуживание (имеющие банковскую лицензию);
  • специализированные банки, занимающиеся только факторингом (имеющие банковскую лицензию);
  • независимые факторинговые компании (без лицензии), в том числе дочерние подразделения банков.
Недостающим звеном в области регулирования факторинга может стать объединяющая всех игроков рынка организация, например, недавно созданная Ассоциация факторинговых компаний (АФК). Данная ассоциация должна поспособствовать адаптации положений Конвенций УНИДРУА и ЮНСИТРАЛ, регулирующих факторинговые и прочие тесно с ними связанные отношения, а также правил данных Конвенций и норм гражданского законодательства РФ.

Запутанная практика

В соответствии с постановлением ФАС ЗСО от 23.09.08 г. по делу ? Ф04-5750/ 2008(12011-A70-13) было принято следующее решение "...суд при принятии решения по делу пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие у ответчика лицензии на осуществление факторинговой деятельности не влияет на деятельность договора, заключенного ответчиками". На основании этого решения была признана возможность факторинговых компаний осуществлять свою деятельность без специальных лицензий в соответствии с законодательством "О лицензировании отдельных видов деятельности"2, не включающим в себя деятельность по оказанию факторинговых услуг.

Однако не все судебные решения играли в пользу факторов: на основании одного из решений Арбитражного суда Тюменской области от 09.04.2008 г. были спутаны основные понятия "купля-продажа" и "обеспечительный". В результате суд освободил клиента от ответственности по регрессному договору за неисполнение обязательств дебитора по уступленному требованию.

Еще одно интересное решение постановил ВАС РФ. На основании определения от 6 мая 2009 г. ? ВАС-5048/09 договор факторинга не всегда бывает экономически оправдан, в результате чего налогоплательщику отказали в вычете по НДС, уплаченному по договору факторинга, заключенному с банком.

В былые времена

Компания получила товар от одного из новых поставщиков на условии отсрочки платежа, а когда настало время оплаты, платить оказалось просто некуда. Банк получателя сообщил, что такой компании больше нет, и вернул платеж. Поскольку не было никаких опасений в том, что эти деньги кто-то может потребовать назад, организация использовала их в своих интересах. Однако через некоторое время к покупателю пришли представители совершенно незнакомой для него фирмы, у которых на руках были документы, подтверждающие, что задолженность покупателя была уступлена им, и потребовали вернуть средства в полном объеме.
Поскольку эти деньги уже были использованы, компания не сумела их вернуть и была вынуждена признать себя банкротом. Конечно же, этот случай не был связан с факторингом, и решение могло быть достаточно простым - не расходовать средства, положив их на депозит.
АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА ФАКТОРИНГОВОЙ КОМПАНИИ "ЛАЙФ"

Источник: Консультант

Упомянутые компании 
Eurokommerz 
Совкомбанк Факторинг 
Лайф Факторинг 
СДМ Банк 
Газпромбанк Факторинг 
Альфа-Банк 
ВТБ Факторинг 



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.




© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ