Прерванный полет
Рынок факторинга в первом полугодии 2009 года сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главные причины — ограничения по финансированию и ужесточение требований к клиентам и дебиторам.
Рынок факторинга в первом полугодии 2009 года сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главные причины — ограничения по финансированию и ужесточение требований к клиентам и дебиторам.
По данным «Эксперт РА», объем рынка факторинга в первом полугодии 2009 года составил 170 млрд рублей, что вдвое меньше первого полугодия 2008 года. Падение связано с двумя основными проявлениями финансового кризиса на рынке факторинга: банкротством ФК «Еврокоммерц» (лидер рынка по итогам прошлого полугодия) и общим сокращением деловой активности основных игроков. Если не учитывать результаты ФК «Еврокоммерц» в объемах рынка факторинга в первом полугодии 2008 года, за первое полугодие 2009 года рынок сократился на 33%.
Снижение деловой активности факторов связано как с проблемами ресурсной базы, так и с уменьшением числа потенциальных клиентов. У специализированных факторов во время кризиса возникли сложности с привлечением ресурсов: деньги стоят дороже, при этом доступ к заемным ресурсам снизился. Многие специализированные факторинговые компании (в том числе с банковской лицензией) работали за счет внешних источников фондирования. Удорожание денег в условиях кризиса вынудило их существенно свернуть объемы уступленных требований. Это привело к перераспределению сил на рынке факторинга в пользу банков. Доля банков-факторов на рынке в зависимости от объемов уступленных требований увеличилась с 65% в первом полугодии 2008 года до 88% в аналогичном периоде 2009 года. Однако проблемы ресурсной базы есть и у банков-факторов: необходимость досоздания резервов. «В условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что, в свою очередь, потребовало увеличения резервов банков-факторов для обеспечения роста портфелей. Не все банки оказались к этому готовы, что и послужило причиной отрицательной динамики рынка в целом», — объясняет свое видение причин сокращения объемов рынка Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка. Идеальный вариант организации бизнеса во время кризиса — дочерняя факторинговая компания банка: доступ к пассивной базе банка и отсутствие обязательств по резервированию (пример — ФК «Лайф», дочерняя компания Пробизнесбанка, 7−е место в ренкинге факторов по итогам первого полугодия 2009 года). По прогнозам «Эксперт РА», именно у таких компаний есть шанс воспользоваться ситуацией и укрепить свои конкурентные позиции.
Другая причина сокращения объемов рынка — ужесточение требований факторов к клиентам и дебиторам, что привело к сужению клиентской базы. Большинство банков и специализированных факторов прекратили сотрудничество с клиентами из таких высокорисковых в период кризиса отраслей, как строительство, металлургия и др.
Факторы разделились
Ужесточение требований к клиентам и их дебиторам привело к выраженной сегментации рынка на низкорисковый и высокорисковый факторинг: в первом сегменте растет конкуренция и происходит снижение ставок, тогда как второй сегмент стагнирует, несмотря на большой спрос. «Факторы стали более осторожно относиться к рискам. В результате стоимость низкорискового факторинга падала и продолжает падать. Возникла ценовая конкуренция за лучших клиентов и лучших дебиторов. Рынок высокорискового факторинга продолжает стагнировать при огромном спросе и практически полном отсутствии предложения», — говорит Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка.
Другим стимулом конкуренции на рынке факторинга стало желание клиентов диверсифицировать источники своих пассивов. Уход с рынка ФК «Еврокоммерц» и МФК «Траст» привел к серьезным проблемам их клиентов. «Некоторые поставщики, обжегшись однажды, боятся впасть в зависимость от одного фактора. В этом случае договоры заключаются с двумя-тремя факторинговыми компаниями с целью диверсифицировать источники пассивов», — рассказывает Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании. Таким образом, факторы, стараясь финансировать все поставки дебиторам надежных клиентов, вынуждены идти на уступки — снижать ставки.
Большинство факторов отмечают снижение ставок за факторинговое обслуживание в 2009 году в среднем с 30–38% на начало года до 20–23% годовых в середине года. «Если в начале года были случаи, когда ставки ряда факторов достигали 30–40 процентов годовых, то к концу лета с определенной долей осторожности на рынок стали поступать демпинговые сигналы», — делится Виктор Носов. Снижение ставок, помимо роста конкуренции на рынке, связано с уменьшением стоимости привлеченных ресурсов по сравнению с пиковыми значениями конца 2008 года, а также с уменьшением кредитных рисков в экономике. О снижении уровня кредитных рисков в экономике косвенно свидетельствует средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до года. С января по июль 2009 года эта ставка, по данным ЦБ РФ, понизилась с 17,1 до 15,6%. «Однако в настоящий момент банки и факторинговые компании вынуждены обслуживать возросшую в разы просроченную задолженность. Если у фактора растет просрочка и сокращается поток доходов, он вынужден закладывать в цену услуг расходы на обслуживание “подвисших” долгов, размещая деньги по более высоким ставкам. В нынешней ситуации это очень важный нюанс, который раньше имел второстепенное значение, а сейчас играет значимую роль в формировании цен», — полагает Роман Огоньков, председатель правления банка НФК.
Размер имеет значение
Объем рынка по итогам второго полугодия 2009 года, по оценкам «Эксперт РА», превысит показатели соответствующего периода 2008 года и составит около 280 млрд рублей. При этом объем рынка по итогам 2009 года будет в границах 430–470 млрд рублей, что ниже показателей 2008 года на 22–29%. Данный прогноз базируется на ожиданиях того, что шоков, подобных осени 2008 года, не будет и рынок вернется к прежнему соотношению по полугодиям, близкому к 1:2.
В отличие от лизинга и долгосрочного кредитования факторинг направлен на пополнение оборотных, а не основных средств. При выходе из кризиса у реального сектора в первую очередь возникнет потребность именно в оборотном капитале (на закупку сырья и материалов), что приведет к опережающему росту спроса на факторинг относительно других финансовых институтов. Кроме того, особенности факторинга, связанные с быстрой оборачиваемостью вложенных средств (около двух месяцев) и возможностью истребования задолженности с поставщика в случае неплатежа дебитора, станут дополнительными стимулами для роста рынка.
Большинство опрошенных нами факторов отмечают, что уже во втором квартале 2009 года наблюдался рост объемов уступленных требований относительно первого квартала, а некоторые факторы прогнозируют положительную динамику рынка даже по всему 2009 году. «До конца 2009 года мы ожидаем роста рынка в пределах пяти процентов по оптимистическому сценарию и падения в пределах 15–20 процентов — по пессимистическому. В 2010 году, если мировая финансовая система не разразится второй волной кризиса, рынок факторинга начнет набирать обороты и расти в пределах 20 процентов в год», — прогнозирует Виктор Носов. Кто же станет флагманом роста на этот раз? Условно участников рынка сейчас можно разделить на три категории: крупные факторы (объемы уступленных требований по итогам полугодия превышают 50 млрд рублей), средние игроки (от 4 до 20 млрд рублей) и небольшие факторы (менее 1,1 млрд рублей). По всей видимости, пальму первенства крупнейшие игроки рынка не уступят, несмотря на значительное сокращение объемов уступленных требований некоторых из них в первом полугодии 2009 года.
Разница в объемах уступленных требований между размерными классами достаточно существенна (более трех раз). К середине 2009 года в группе крупных факторов осталось лишь ОАО «Промсвязьбанк», объемы деятельности которого сократились на 23%. Динамика объемов уступленных требований в группе средних факторов неоднородна. Национальная факторинговая компания (2−е место), «Петрокоммерц» (3−е место), БСЖВ (6−е место), Юникредитбанк (10−е место) и ОАО «Газпромбанк» (9−е место) уменьшили объемы уступленной дебиторской задолженности в среднем в два раза. В то же время «ТрансКредитФакторинг» (4−е место) практически не сократил объемов деятельности, а Металлинвестбанк (5−е место) увеличил их на 90%. Из небольших факторинговых компаний в плюсе по сравнению с первым полугодием 2008 года лишь СДМ-банк (16−е место) и банк «Вологжанин» (22−е место).
Те факторинговые компании и банки, которые работают с крупным бизнесом, меньше сократили объемы уступленных требований, чем факторы, специализирующиеся на малом бизнесе. В факторинговой отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших факторов. Так, лидер рынка — ОАО «Промсвязьбанк» — сохранил позиции, поскольку работает преимущественно с клиентами, относящимися к крупному бизнесу (67%). У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших факторов — лишь 25%. Таким образом, сокращение числа малых и средних компаний, которые наиболее существенно пострадали во время кризиса, отразилось и на рынке факторинга в России.
Источник: "Эксперт" #39 (676) Марина Мусиец |