Кризис серьезно проредил ряды факторинговых компаний
Кризис серьезно проредил ряды факторинговых компаний: с рынка ушло около половины игроков, а его объемы сжались почти вдвое. Но уже виден свет в конце тоннеля, факторинговые структуры ожидают, что вследствие оживления экономики спрос на их услуги в IV квартале текущего года вырастет примерно на 25%.
Кризис серьезно "проредил" ряды факторинговых компаний: с рынка ушло около половины игроков, а его объемы сжались почти вдвое. Но уже виден "свет в конце тоннеля", факторинговые структуры ожидают, что вследствие оживления экономики спрос на их услуги в IV квартале текущего года вырастет примерно на 25%.
Чиновники в последнее время не устают повторять, что напряженный период кризиса уже позади и в дальнейшем нас ждет постепенное восстановление экономики во всех отраслях. "Острая фаза кризиса прошла, однако это не конец - мы наблюдаем лишь некую стабилизацию и первые признаки небольшого роста. Полноценное восстановление экономики, и нашей отрасли в частности, невозможно без запуска в полную силу процесса кредитования", - сетует генеральный директор Русской факторинговой компании Елена Гладких. В первом полугодии 2009-го рынок факторинга потерял порядка 50% от объемов первой половины 2008-го, составив около 170 млрд руб. К концу года ожидается, что отрасль отыграет часть падения за счет роста в IV квартале, и совокупный ее оборот в 2009-м составит не менее 380 млрд руб, прогнозирует руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. Пока говорить о том, что мы "оттолкнулись от дна", сложно, поскольку будущий рост - это явление традиционное, повторяющееся из года в год, и даже кризис не помешает людям увеличить объем потребления товаров сегмента FMCG в преддверии новогодних праздников. "Однако можно говорить об определенной стабилизации платежной дисциплины дебиторов, которая нашла выражение в некотором сокращении средней просрочки по оплатам поставок с отсрочкой платежа, что позволяет нам надеяться на восстановление роста оборотов", - отмечает эксперт. "На мой взгляд, кризис еще не закончился. То, что мы наблюдаем сейчас, это результат приспособления рынка к текущим экономическим условиям", - высказывает свою точку зрения заместитель генерального директора факторинговой компании "Лайф" Александр Федоров. На рынке значительно сократились отсрочки, уменьшились объемы продаж и количество денег, рынок стал более "коротким", банки не дают "длинных" кредитов, компании перешли на короткие отсрочки. Все работает по принципу "товар - деньги, деньги - товар". "По моим ощущениям текущая ситуация с экономикой больше похожа на человека, только что перенесшего заболевание. Вроде уже легче, но ноги не слушаются. Нужно еще время и витамины, чтобы вернуться к прежнему состоянию", - приводит сравнение начальник управления факторинга ОАО "Альфа-Банк" Евгений Калужин.
РИСКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Кризис в значительной степени сказался как на факторинговых компаниях, так и на их клиентах. В этой связи многие пересмотрели свою политику по оценке клиентов и дебиторов. "Кризис существенно повлиял на финансовую отчетность наших клиентов. Обратись они с такой отчетностью к фактору в докризисное время, им бы отказали, - рассказывает Елена Гладких. - Сейчас мы очень детально изучаем причины, которые повлекли за собой убытки, отраженные в отчетности клиента, одновременно тщательно оцениваем платежеспособность дебитора. В частности, этот факт нашел отражение в нашей тарифной политике: для клиентов, у которых дебиторы - сети, ставки ниже, чем для клиентов с несетевыми дебиторами". В факторинговой компании "Лайф" предпочтения отдаются более надежным структурам, имеющим "стаж" работы на рынке и опыт работы с отсрочкой платежа. "Мы стали более глубоко анализировать бизнес клиента и риски, связанные с продаваемой продукцией, оценивать спрос", - отмечает Александр Федоров. "Малыши" - очень сложный сегмент клиентов, признают все опрошенные "Ко" представители факторинговых структур. Малый бизнес, в большинстве своем, получает юридическую организацию в форме ООО или ИП (индивидуального предпринимателя), работает с минимальными оборотами, зачастую имеет определенные сложности с ведением бухгалтерского учета или использует "упрощенку". "Как правило, такие компании осуществляют свои поставки в адрес более крупных покупателей, в таких случаях мы принимаем риски на их дебиторов", - заключает заместитель генерального директора факторинговой компании "Лайф". "В первую очередь мы смотрим на платежеспособность клиентов наших клиентов, то есть дебиторов, ведь в конечном итоге деньги взыскивать мы будем именно с них. Поэтому ужесточились требования к передаваемой дебиторской задолженности, клиентов мы теперь оцениваем на порядок тщательнее, уделяя более пристальное внимание перспективам отрасли и конкретного бизнеса", - резюмирует Корнелиу Робу из Национальной факторинговой компании.
ФАКТОР ДОВЕРИЯ
Основная проблема, с которой сталкиваются факторинговые организации в период нестабильности, - это не столько платежная дисциплина со стороны клиентов, сколько сложности с привлечением финансирования. "Действительно, в кризисное время привлекать финансирование для факторинговых операций стало значительно сложнее. Многие банки, которые до кризиса охотно это делали, свернули подобные программы", - подтверждает Елена Гладких. Большая часть банков отказалась давать деньги на факторинговые операции, да и финансовые компании, в принципе оставшиеся, существенно подняли ставки. Банкам не хватает ресурсов "на себя", не говоря уже о такой "экзотике", как факторинг. Хотя по сравнению, например, с лизинговым бизнесом факторинговой отрасли даже, наверное, легче. Факторинговый актив - актив с короткой оборачиваемостью, причем его качество мониторится каждый день, поэтому кредиторы скорее прокредитуют факторинговую, а не лизинговую компанию. "С начала кризиса мы не испытывали проблем с фондированием: во-первых, поддержка акционера, во-вторых, свободный доступ к беззалоговым аукционам ЦБ, в-третьих, финансирование от стратегического партнера Coface. Что касается стоимости, то она для нас выросла пропорционально стоимости денег в экономике в целом", - отмечает Корнелиу Робу.
Что касается клиентов, то привлечь финансирование со стороны факторинговых компаний стало сложнее только недобросовестным фирмам или так называемым схемным проектам. В части, касающейся реального бизнеса, для таких структур двери по-прежнему открыты, утверждают опрошенные "Ко" участники рынка. "Мы нисколько не усложнили процедуру получения финансирования для клиентов, даже сроки рассмотрения остались те же, от 5 до 7 дней. Что касается ставок, то они выросли адекватно стоимости денежных ресурсов", - рассказывает Александр Федоров. В росте стоимости ставок нет ничего удивительного: в комиссии фактора несколько составляющих, и большую ее часть составляет стоимость денежных средств. Рост пришелся именно на эту часть комиссии (до 20 - 25% годовых), все остальные комиссии не изменились. Поскольку факторинговая компания является таким же участником рынка, как и все, то стоимость привлечения ресурсов для нее выросла вместе со всем рынком.
КРЕДИТОЗАМЕНИТЕЛЬ
В текущей экономической ситуации факторинг стал для многих торговых компаний не просто альтернативным инструментом привлечения финансирования, а зачастую единственным способом получения заемных средств. В условиях кризиса самыми уязвимыми оказались именно такие фирмы. У них, как правило, нет залогового имущества, которое можно отдать банкам для получения кредита. Единственным активом торговой структуры является дебиторская задолженность. В условиях кризиса многие компании оказались отрезанными от кредитов, закрылись овердрафты, в результате этого уменьшился оборотный капитал. "Поэтому факторинг, как специализированный инструмент по финансированию оборотных средств, стал для многих надежной опорой бизнеса", - отмечает зам. генерального директора компании "Лайф". Факторинг может стать удачным дополнением кредиту, поскольку по своей сути это инструмент, обеспечивающий рост продаж без риска увеличения просроченной задолженности покупателей. И это не только и не столько денежные средства. Это комплексное решение для компаний, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, предполагающее финансирование, управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков неплатежа покупателей. Перечисленные услуги и формируют добавленную стоимость факторинга, которая отличает его от обычного кредитования. "Факторинговая компания детально изучает платежеспособность покупателя-дебитора, тем самым значительно снижая риски клиента, который продает товар покупателю-дебитору с отсрочкой платежа. Мало кто из клиентов может самостоятельно профессионально оценивать риски и управлять дебиторской задолженностью", - добавляет генеральный директор Русской факторинговой компании Елена Гладких. При этом раскрывается еще одно преимущество факторинга по сравнению со стандартным кредитом - клиент финансируется под будущую выручку. Если же компании нужны средства для технологического перевооружения или долгосрочные инфраструктурные инвестиции в развитие сети, то лучше воспользоваться другими финансовыми инструментами. "Понять пользу факторинга для экономики страны несложно. Почти все предприятия отгружают продукцию или оказывают услуги на условиях отсрочки платежа. Компания совершает отгрузку и ждет поступления средств примерно 30 - 90 дней, - отмечает Евгений Калужин. - При факторинге предприятие получает от банка деньги авансом по факту отгрузки. Благодаря этому она может совершить от 1 до 10 дополнительных производственных циклов за тот же интервал времени".
ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ
В последнее время много говорится о необходимости участия государства в поддержке той или иной отрасли. Что касается факторинга, то этой осенью он был включен в правительственный перечень антикризисных мер. "Мы ощутили некоторый интерес к отрасли. Если бы этот интерес поддерживался и далее на надлежащем уровне, думаю, что совместно с государством мы бы уже внедрили ряд механизмов, направленных как на развитие самого рынка (популяризация услуги, поддержка рынка через льготное фондирование), так и на пользу клиентам факторинговых компаний, которыми традиционно являются представители малого и среднего бизнеса - многострадального сектора российской экономики", - отмечает Корнелиу Робу. "За счет факторов можно реализовать многие государственные программы. Один из примеров - это программа поддержки малого и среднего бизнеса", - подтверждает Александр Федоров. Факторинг - это самый простой и доступный финансовый инструмент для фирм-"малышей" и частных предпринимателей. Основными клиентами факторинговых компаний являются малые и средние предприятия. Классифицировав малый бизнес по сегментам, можно выделить несколько групп. Рыночные торговцы - компании, продающие продукцию конечным покупателям. Такие организации зачастую привлекают кредиты на бизнес, оформляя их на себя как на физических лиц. И поставщики вышеупомянутых торговцев, которые не имеют возможности взять кредит, достаточный для ведения дел, а тех объемов, что можно получить на физическое лицо, им не хватает. Для таких компаний возможности по привлечению финансирования сводятся только к факторингу. Имея поддержку от властей, факторы смогли бы предоставлять финансирование этим компаниям на более выгодных условиях. В большинстве своем банки не заинтересованы в кредитовании клиентов под будущую выручку и не умеют работать с рисками, возникающими при финансировании товарных кредитов. Между тем факторинговые компании плотно стоят в цепочке товародвижения, понимают ее и готовы финансировать участников - производственные и торговые компании. Запуск такой программы мог бы внести существенный вклад в восстановление процесса кредитования в экономике, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса.
НЕ ПРОШЛИ СТРЕСС-ТЕСТ
Тем не менее говорить о том, что кризис для отрасли прошел относительно безболезненно, нельзя. Ушли с рынка некоторые участники, в основном факторинговые подразделения коммерческих банков, где факторинг в нестабильный период не попал в число стратегических видов бизнеса. Также мы стали свидетелями фактического банкротства факторинговой компании "Еврокоммерц". "Кризисы подобного масштаба неминуемо обнажают самые глубинные проблемы компаний. Применительно к факторингу это означает, что определенные игроки не выдержали испытания качества портфеля", - говорит руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании. Причина ухода многих организаций, по мнению Александра Федорова, очевидна: их стратегия не была рассчитана на кризис, весь бизнес был полностью нацелен на рост, причем любой ценой. "В первую очередь рынок покинули факторы со слабым риск-менеджментом. В кризис резко возросли просрочки и невозвраты со стороны дебиторов. Перекредитоваться они не могли, кредитный процесс в экономике встал. Это серьезно ударило по ряду факторинговых компаний", - признает Елена Гладких. Высокие риски несут не только факторинговые структуры, но и клиенты, которые обращаются к участникам рынка, недостаточно внимания уделяющим риск-менеджменту и, как следствие, находящимся в предбанкротном состоянии. Во-первых, в один день клиент может остаться без финансирования, на которое он справедливо рассчитывал. Это, в свою очередь, нарушит запланированные ранее денежные потоки с учетом будущих поступлений от фактора. Во-вторых, при быстром выводе активов из факторинговой структуры клиент может не получить остатки платежей дебиторов, предупреждает Корнелиу Робу. Поэтому участники рынка рекомендуют потенциальным клиентам крайне осмотрительно подходить к выбору факторинговой компании.
Источник: Еженедельник "Компания" Максим Логвинов |