Розничные торговцы выходят на рынок факторинга
Новый закон о торговле ограничивает возможности розничных сетей получать дополнительные доходы от сотрудничества с поставщиками. Чтобы вернуть недостающее, ритейлеры уже предлагают партнерам услуги, схожие с факторинговыми, а в будущем даже готовы создать настоящие факторинговые компании.
Лидеры рынка факторинга ? банки и аффилированные с ними структуры ? опасаются, что в их строю окажутся розничные сети. Не в качестве дебиторов, как это происходит сейчас, а в качестве факторов, то есть тех, кто зарабатывает деньги на этом рынке. Как стало известно «Маркеру», такие функции собирается осуществлять компания, созданная при X5 Retail Group, — X5 Retail Finance. Новый закон о торговле ограничивает возможности розничных сетей получать дополнительные доходы от сотрудничества с поставщиками. Чтобы вернуть недостающее, ритейлеры уже предлагают партнерам услуги, схожие с факторинговыми, а в будущем даже готовы создать настоящие факторинговые компании. Примером российским ритейлерам может послужить крупнейшая мировая розничная сеть Wal-Mart, уже работающая на рынке факторинга.
На рынке факторинга — передел
На 40% просевший в прошлом году российский рынок факторинга к концу 2010 г. обещает вырасти на 15–20%. По итогам 2009 г. оборот рынка факторинга составил, по разным оценкам, от 330 млрд до 360 млрд руб. В результате кризиса силы на рынке факторинга существенным образом перераспределились. После банкротства в 2009 г. «Еврокоммерца» ведущим фактором в стране стал Промсвязьбанк. Объем уступленных денежных требований у его ближайшего конкурента, банка НФК, — в 3,5 раза меньше. В этом году лидерству Промсвязьбанка ничто не угрожает. Однако такая ситуация временная. В этом сегменте развернулась жесткая конкурентная борьба, в ходе которой участники активно демпингуют — вплоть до потери рентабельности бизнеса. В частности, набирает обороты Альфа-банк, вышедший на рынок факторинга в прошлом году и уже успевший войти в пятерку лидеров. В течение следующих 2–3 лет он планирует и вовсе стать лидером рынка. Но это будет не так легко: наращивают свое присутствие на рынке HSBC и Ситибанк. Более того, теперь на рынок факторинга могут выйти и розничные сети.
Торговые сети могут сами стать факторинговыми компаниями
Розничные сети, как правило, оплачивают товары с отсрочкой 30–60 дней. Поставщики, по сути, кредитуют сети на этот срок, лишаясь оборотных средств. Получить эти средства они могут с помощью такой услуги, как факторинг. Фактор, то есть банк или специальная компания, подтверждает поставку, выдает клиенту большую часть платежа и за это берет определенную комиссию, а потом требует деньги с дебитора — розничной сети. Последним пришла в голову логичная мысль: почему бы самим не заняться факторингом и не заработать на этом деньги, которых стало меньше с принятием закона о торговле?
«Закон о торговле может привести к появлению на рынке факторинга новых игроков — торговых сетей», — предупреждает руководитель рабочей группы по коммуникациям Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. Сейчас ритейлеры расширяют перечень оказываемых поставщикам возмездных услуг, в число которых наряду с маркетингом и анализом оплаты поставок может войти и сам факторинг. Пока ни одна из розничных сетей не создала свою факторинговую компанию. Однако, по данным участников рынка, сеть «Магнит» и X5 Retail Group уже используют во взаимоотношениях с поставщиками схемы, схожие с факторинговыми. А Х5 собирается создавать полноценную факторинговую компанию на базе X5 Retail Finance. Тем же собирается заняться «Магнит». В этом случае российские сети пойдут по пути крупнейшего мирового ритейлера Wal-Mart, который уже реализует факторинговые схемы со своими поставщиками и в ближайшем будущем может распространить эту практику на другие компании.
Источник: "Маркер" Юлия Полякова, Дарья Черкудинова |