На российском факторинге происходит перегруппировка сил: на рынок выходят компании, связанные с государственными банками
Кризис привел к тому, что с российского рынка факторинга ушли несколько игроков, в том числе весьма крупных, среди них один из лидеров докризисного рынка - компания "Еврокоммерц". Одних к этому вынудила потеря ликвидности в связи с недостаточным или нестабильным финансированием, других - неэффективность риск-менеджмента, приведшая к задержкам платежей и невозвратам.
На российском факторинге происходит перегруппировка сил: на рынок выходят компании, связанные с государственными банками.
Кризис привел к тому, что с российского рынка факторинга ушли несколько игроков, в том числе весьма крупных, среди них один из лидеров докризисного рынка - компания "Еврокоммерц". Одних к этому вынудила потеря ликвидности в связи с недостаточным или нестабильным финансированием, других - неэффективность риск-менеджмента, приведшая к задержкам платежей и невозвратам.
"Хорошо это или плохо? На этот счет у каждого специалиста может быть свое мнение, - говорит заместитель генерального директора "ТрансКредитФакторинга" Юрий Бабушкин. - С одной стороны, покинувшие рынок факторы "потянули" за собой множество клиентов, чей бизнес был неразрывно связан с факторингом, в значительной степени снизилось доверие к факторинговому бизнесу у инвесторов, однако, с другой стороны, произошла чистка рынка, и полученный опыт нельзя недооценивать".
По словам руководителя службы маркетинга "ВТБ Факторинга" Владимира Ланева, специализированные факторинговые компании в России можно по пальцам пересчитать, и поэтому рынок очень чувствителен к уходу каждой из них. Даже без учета оборота ушедших игроков рынок факторинга просел в прошлом году под давлением кризиса на 30% .
Однако "естественный отбор", по мнению эксперта, оказал положительное влияние на остальные компании. Российские факторы начали процесс оптимизации своей деятельности, стали больше внимания уделять риск-менеджменту и инфраструктурным вопросам.
"Рынок очистился от компаний, которые проявляли излишний аппетит к риску, не уделяли проблеме фондирования достаточного внимания и неоправданно занижали цены", - считает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. - Вместе с тем рынок теперь однозначно сильнее в том плане, что лидирующие места стали принадлежать сильным игрокам со стабильным положением и бизнес-моделью, позволяющей работать даже в трудные времена".
А вот Владимир Ланев уверен, что позиции действующих компаний еще могут серьезно измениться. Эксперт не исключает, что в ведущей десятке факторов произойдут рокировки и к концу года на рынке появятся новые лидеры.
Заместитель начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин, напротив, считает, что относительно больших изменений в расстановке сил на факторинговом рынке в ближайшее время все же ожидать не стоит.
С тем, что основной пул игроков уже определен, согласен и Юрий Бабушкин. Однако некоторые банки, по его мнению, вероятно, будут запускать новые факторинговые проекты. Их успех, а тем более выход на зна-чительные объемы, будет зависеть от множества причин, в том числе от амбиций, профессионализма команды, объ-ема инвестиций и т.п.
"До конца лета возможно появление как минимум еще одной факторинговой компании, о которой мне известно", - рассказывает заместитель генерального директора факторинговой компании "Лайф" Александр Федоров. По его мнению, рынок еще свободен и готов принимать новых игроков. Причем свободен настолько, что даже факторы, работающие сейчас с одним и тем же клиентским предложением, продолжают постепенно расти и развиваться.
"Постоянно будут появляться и исчезать игроки высокорискового факторинга, как правило, в формате независимых компаний с небольшим портфелем", - добавляет начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев. По мнению специалиста, любой новый игрок - это усиление конкуренции, а последняя всегда способствует росту эффективности и ведет к улучшению сервиса и условий для клиентов факторинга.
"Свежая кровь, новые взгляды, безусловно, нужны для развития отрасли, - вторит коллеге Юрий Бабушкин, - однако в российской действительности большинство новых игроков - это реинкарнация старых". Конструктивная конкуренция, по его мнению, всегда является стимулом развития всего рынка, но в настоящее время реальная конкуренция представляет собой борьбу за клиента путем снижения ставок, и не более того. Но в итоге демпинг приносит рынку больше вреда, чем пользы.
Как считает Виктор Носов, основная конкуренция рано или поздно будет развиваться в неценовой плоскости, в частности речь идет о подходах к рискам, о предложении продуктов и о качестве обслуживания.
Не первый год предсказывают и приход в Россию иностранных факторов с более дешевыми финансовыми ресурсами. "С отменой лицензирования факторинговой деятельности сделать это стало проще, - отмечает Владимир Ланев, - но, на мой взгляд, несмотря на очевидный потенциал нашего рынка, сейчас для зарубежных инвесторов приоритетом является сохранение объемов факторингового бизнеса в своих странах".
А вот действительно существенно перекроить рынок в свою пользу - причем в короткие сроки - смогут лишь появившиеся недавно "окологосударственные" факторинговые компании, которые заручились поддержкой со стороны материнских государственных банков в виде дешевого фондирования, полагают специалисты Национальной факторинговой компании. К таковым, например, относится компания "ВТБ Факторинг". О планах приступить к предоставлению факторинговых услуг заявлял также Сбербанк РФ.
"Появление государственных игроков на рынке факторинга ожидалось еще до кризиса, - говорит Александр Федоров. - Однако факторинг - это весьма сложный продукт, и его развитие с нуля требует массы усилий и времени. Поэтому пока появление государственных игроков не влияет на текущий рынок, но потенциал развития у таких компаний огромный, и к концу года мы уже сможем увидеть, как они повлияют на рынок".
Свое мнение на этот счет высказал и Виктор Носов, который относится к государственным факторам как к обычным конкурентам: "Они пока не смогли занять на факторинговом рынке нишу, соответствующую весу государственных банков в финансовой системе страны. Наш бизнес очень технологичен, обслуживание клиентов очень оперативное, ограничено число квалифицированных кадров - все эти проблемы характерны для рынка, а для новых игроков они становятся серьезнейшим препятствием".
"Да и для клиентов существуют более важные критерии выбора помимо происхождения капитала фактора, - подчеркивает Владимир Ланев, - это стоимость финансирования, качество обслуживания, широкая про-дуктовая линейка. Если вы работаете качественно и быстро, вас порекомендуют другим поставщикам. Если нет - государственный статус здесь не поможет".
"К тому же "государственные банки привыкли решать государственные проблемы, факторинг же нацелен в основном на малый и средний бизнес", - резюмирует Михаил Окунев.
Как кризисные изменения сказались на российском факторинговом рынке?
Александр Федоров, заместитель генерального директора факторинговой компании "Лайф":
"Закон, что в кризис выживает сильнейший, работает и для рынка факторинга. Есть положительные и отрицательные моменты от закрытия факторинговых компаний и банковских направлений. Плюс заключается в том, что на рынке остались только серьезные и профессиональные игроки, вероятность закрытия этих компаний в будущем минимальна. Минус же в том, что эти компании успели не только обмануть ожидания, но зачастую и поставить в сложную экономическую ситуацию своих клиентов и партнеров. В результате урон для рынка от таких действий оказался значительно серьезней, многие клиенты перестали доверять этому продукту. Такое же отношение и у потенциальных инвесторов".
Михаил Окунев, начальник банковского управления АКБ "Металлинвестбанк":
"До осени 2008 года на многих финансовых рынках надувались пузыри. Факторинговый рынок не был исключением. В результате перед кризисом адекватная оценка рисков на факторинговом рынке отсутствовала. С началом кризиса риски были осознаны участниками, и некоторые игроки покинули рынок. Те, кто остался, сейчас и формируют прозрачный цивилизованный рынок. Для рынка это однозначно хорошо. Банкротство некоторых участников, при которых страдали поставщики, дебиторы, финансовые институты, безусловно, вредило репутации отрасли, но это было неизбежной болезнью роста отрасли".
Источник: "Профиль" Андрей Москаленко |