Интервью с президентом факторинговой компании Еврокоммерц
О своем видении перспектив дальнейшего роста рынка факторинга обозревателю РБК daily АЛЬБЕРТУ КОШКАРОВУ рассказывает президент "Еврокоммерца" ГРИГОРИЙ КАРПОВСКИЙ.
О своем видении перспектив дальнейшего роста рынка факторинга обозревателю РБК daily АЛЬБЕРТУ КОШКАРОВУ рассказывает президент "Еврокоммерца" ГРИГОРИЙ КАРПОВСКИЙ.
? Сохраняется ли сейчас концентрация рынка факторинга? Чем в этом случае объяснить, что, несмотря на двукратный рост рынка, объемы которого в прошлом году превысили 11 млрд долл., доля некоторых компаний, напротив, снизилась?
? На самом деле концентрация на рынке сохранялась всегда, и сейчас она только усилилась. Всего четыре игрока держат 80% рынка, и в их числе "Петрокоммерц", Промсвязьбанк, НФК и "Еврокоммерц". Точно такая картина наблюдается в большинстве стран Европы. Как правило, у крупнейшего игрока 20?30% рынка, а на долю нескольких остальных компаний приходится еще 50% рынка. Одна из причин - высокие входные барьеры в этот бизнес. В России, например, это несколько сот миллионов долларов. Новые игроки, даже крупные зарубежные, не могут в короткий срок занять хоть сколько-нибудь заметную рыночную долю. Это связано как с отсутствием у новых игроков клиентской статистики, благодаря чему можно управлять рисками, так и отсутствием сетей продаж. Понятно, что даже если банк обладает широкой филиальной сетью, то ему все равно необходимо развивать отдельную сеть дистрибуции. И все крупные игроки стараются развивать сеть самостоятельно, вне подразделений банков или страховых компаний.
Как скажется выход крупных банков, например Газпромбанка, который намерен выйти на рынок в 2007-м? Как вы оцениваете перспективы банков, ведь для них основное - это кредитование, но, с другой стороны, у них много ресурсов, и это преимущество.
Мировой практики, когда факторинговый проект развивался бы в банке, нет. Даже в России самые успешные проекты - это самостоятельные компании со своей филиальной сетью. Поэтому перспективы есть только у специализированных факторинговых компаний. Кроме того, потенциал рынка настолько высок, что появление новых крупных игроков, вроде Газпромбанка, не повлияет на объемы операций нашей компании. Наоборот, чем больше торговых компаний перестанут самостоятельно предоставлять отсрочку платежа, тем лучше для нашего бизнеса. На этом построена идеология "Еврокоммерца".
Связан ли рост факторинга с развитием потребительского сектора и в целом объемом торговых операций? Известно, что сейчас более распространено товарное кредитование, объемы которого оцениваются в 240 млрд долларов.
Факторинг вообще появился только тогда, когда начали развиваться первые ритейловые сети, которые стали требовать отсрочки платежа у своих поставщиков. Несмотря на то что среди наших клиентов появляются промышленные предприятия, сейчас рынок факторинга остается тесно привязан к развитию потребительского сектора. Но это не значит, что если, например, рост потребительского сектора в России по каким-то причинам замедлится или остановится, то рынок факторинга впадет в стагнацию. Просто компании попытаются развивать новые виды операций, например экспортно-импортный факторинг. Правда, по нашим оценкам, это произойдет очень не скоро, поскольку потенциал рынка факторинга остается довольно значительным. Это те самые 240 млрд долл., которые фактически включают в себя все виды отсрочки платежа.
Существует ли тенденция падения доходности факторинговых операций, в частности из-за демпинга новых игроков? Как определяются ставки на услуги факторинговой компании?
Такой тенденции нет, но просто иногда компании предоставляют услуги, которые называют факторингом, хотя по сути эти услуги таковыми не являются. Например, компания или банк предлагает разновидность кредитования, но берет за это не 15%, а 20-25% годовых. Мы под факторингом понимаем целый комплекс услуг, включающий финансирование, страхование рисков, услуги коллекторского агентства, андеррайтинга, но в отдельности) каждая из этих услуг должна быть дешевле, чем у конкурентов. Например, финансирование стоит всего 10% годовых, это вполне конкурентная ставка.
Как вы оцениваете проблему платежной дисциплины клиентов? Есть ли тенденция роста просроченной задолженности по факторинговым операциям?
? Меня пугает то, что многие новые игроки видят, что факторинг ? это очень интересный, быстрорастущий сегмент финансового рынка, и пытаются максимально быстро занять свою долю. В итоге эти игроки пытаются вести агрессивную политику, при этом не имея клиентской статистики, которая обычно накапливается годами, и, соответственно, не имея нормальной системы управления рисками. Хотя информацию о просроченной задолженности большинство компаний и банков не раскрывают, но я уже вижу, что у некоторых игроков могут в ближайшее время возникнуть проблемы. В итоге на факторинговом рынке может повториться та же ситуация, которая сложилась на рынке потребительского кредитования.
Считаете ли вы стратегическое партнерство более выгодным путем по сравнению с внешними заимствованиями или секьюритизацией портфеля? Насколько активно идут процессы слияния и поглощения на этом рынке?
Слияний и поглощений на рынке нет, поскольку есть несколько самостоятельных крупных игроков, а все остальное - это отделы банков. Поэтому просто нет объектов для поглощения. Что же касается секьюритизации, то важно, чтобы компании сейчас задумались о привлечении инвестиций. В том числе и за счет секьюритизации. К сожалению, сейчас большинство банковских подразделений, занимающихся факторингом, не сталкиваются с этой проблемой, поскольку обычно банк выделяет лимиты на эти операции. Но стратегически это неверная позиция, поскольку банк, каким бы большим он ни был, всегда ограничен в средствах. И это станет планкой роста для многих игроков. Поэтому компаниям необходимо привлекать средства в капитал, используя для этого бонды, секьюритизацию, стратегическое партнерство.
Источник: http://www.rbcdaily.ru/
|