Факторинговые компании вступили в конкуренцию с банками

31.05.2011 11:41

Посткризисные тенденции в факторинге набирают обороты: конкуренция растет, стоимость услуг падает, однако сектор малого и среднего бизнеса (МСБ) по-прежнему не слишком интересен в качестве клиента крупным игрокам. Его время придет, когда борьба за привлечение крупных клиентов закончится, считают участники рынка.

Посткризисные тенденции в факторинге набирают обороты: конкуренция растет, стоимость услуг падает, однако сектор малого и среднего бизнеса (МСБ) по-прежнему не слишком интересен в качестве клиента крупным игрокам. Его время придет, когда борьба за привлечение крупных клиентов закончится, считают участники рынка.

Согласно исследованию Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в 2010 году оборот российского рынка факторинга составил 484 млрд руб. (+ 53% к 2009 году), а объем выплаченного финансирования — 370 млрд руб. (+ 62% к 2009). Доля факторинговых операций в Москве составляет 64% объема рынка, в Петербурге — 12%. По итогам 2011 года АФК прогнозирует рост оборота рынка до 675 млрд руб.

ПАДАТЬ НЕКУДА

На заседании «круглого стола», посвященном факторингу, проведенном РБК daily в конце мая в ресторане «Шаляпин», эксперты дали свои оценки имеющимся тенденциям. Андрей Голованев, директор петербургского представительства «ВТБ Факторинг», сообщил, что интерес к факторингу растет, так как у многих компаний отсутствует залоговая база, при этом кредитные средства нужны — розничные сети и иные крупные покупатели работают с большой отсрочкой платежа.

Отметив появление в последние два-три года новых крупных игроков, Алексей Жуков, начальник управления факторинга Альфа-банка, продолжил: «Ценовая конкуренция достигла своего пика, дальше падать просто уже некуда. Если в кризис факторинг был существенно дороже кредита, то сейчас их стоимость практически сопоставима. Крупнейшие банки предлагают хорошим клиентам факторинг по ставкам ниже 10%».

Банкиры признали, что сейчас внутри самих банков идет борьба между кредитными и факторинговыми подразделениями за клиентов. И у подразделений факторинга перед кредитными на руках отличные козыри как с точки зрения банковского бизнеса, так и с точки зрения клиентов. Касательно первой части утверждения маржинальность по факторингу часто выше, чем по кредиту. А выгода факторинга для компаний по сравнению с кредитом становится очевидна, если просто сопоставить цифры (не говоря даже о том, что для факторинга не требуются ни залоги, ни поддержание оборотов, ни перевод счетов в банк; он является забалансовым инструментом, позволяющим демонстрировать увеличение выручки). Упрощенный пример: компания берет кредит на год в размере 10 млн руб. по ставке 12% годовых, ежемесячные проценты — 100 тыс. руб. Она располагает 10 млн руб. в год и платит за это 1,2 млн. Берем факторинг: лимит финансирования 10 млн руб. (используется один раз в 45 дней), ставка — 1% от суммы поставки. Итого в течение года фирма получает 80 млн руб., потратив за пользование этими средствами 800 тыс. руб.

ЛИКБЕЗ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Вместе с тем представители банков констатируют, что приходится постоянно вести разъяснительную работу: клиенты не понимают, зачем отдавать хорошего «жирного» дебитора, который исправно оплачивает поставки, да еще и платить за это фактору, ведь «логичнее» передать ему всех не слишком хороших дебиторов. «Увы, по-прежнему многие путают факторов с коллекторами, которым можно передать проблемных дебиторов», — сетует Полина Гуща, гендиректор факторинговой компании «Санкт-Петербург». На вопрос, зачем передавать хороших дебиторов, отвечает Елена Ставицкая, начальник управления факторинга петербургского филиала Альфа-банка: «Если целью ставится рост бизнеса предприятия, освоение новых регионов, — зачем замораживать деньги? Большая оборачиваемость позволит расти бизнесу, поставлять еще больше продукции».

В регионах ситуация с продвижением факторинга хуже, чем в двух столицах. На промпредприятиях, работающих десятки лет, привыкли к кредиту. И главбух воспринимает в штыки какой-то «непонятный» факторинг. Тем не менее ситуация скоро изменится: в ближайшее время основной упор факторы будут делать именно на заводы (до сих пор в приоритете был рынок товаров повседневного спроса и пищевых продуктов — 66% рынка). Пока развитие рынка идет вширь, а не вглубь, ибо борьба за крупных клиентов далеко не закончена, и обращать внимание на мелких банки станут тогда, когда все крупные и средние будут поделены.

ПОРТФЕЛЬ ПОТЯЖЕЛЕЕ

Станислав Краснов, заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами петербургского филиала Промсвязьбанка, говорит, что банкам интересны все клиенты: «Да, отказы в удовлетворении заявок обратившихся клиентов есть, но в основном они связаны с плохим уровнем финансового состояния. Больший процент отказа по заявкам от малого бизнеса объясняется лишь тем, что банк зачастую несет затраты, несопоставимые с прибылью по такому клиенту».

В среднем в Петербурге крупные факторы предпочитают работать с портфелем от 5 млн руб. «Мы занимались раньше экспресс-факторингом и финансировали небольшие поставки с лимитами 100—200 тыс. руб. в адрес одного покупателя и общим портфелем по клиенту до 3 млн руб., однако отказались — нерентабельно, даже несмотря на нашу более высокую по сравнению с банками ставку. Сейчас мы ориентируемся на минимальный портфель от 5 млн руб.», — говорит Сергей Васильев, директор петербургского представительства НФК. Промсвязьбанк рассматривает портфели от 10 млн руб., но готов брать и меньшие объемы — 3—5 млн, если клиент потенциально интересный. А, скажем, факторинговая компания «Санкт-Петербург» примет на обслуживание портфели от 1 млн руб.

Изначальные конкурентные преимущества факторинговых компаний нивелируются в силу совершенствования банками своих услуг: «Раньше банки предлагали только непосредственно финансирование дебиторской задолженности (ДЗ), без управления ею и разрешения спорных ситуаций с покупателями, а «нянчились» с клиентом именно факторинговые компании, — говорит Сергей Васильев. — Сейчас управление ДЗ предлагают и банки, однако пока наш сервис все еще более удобен для среднего и малого клиента: мы готовы покупать ДЗ у клиентов и брать риски неплатежа со стороны покупателей, работаем с дебиторами в других регионах с выездом на места, обслуживаем одновременно по 30—40 и более дебиторов по каждому клиенту. Пока банки делят «крупняк» и не поставили на поток МСБ, факторинговые компании могут быть спокойны».

«Дебиторы стали более лояльны: их же интересует отсрочка платежа от поставщика, и они готовы предоставлять отчетность фактору», — отмечает Полина Гуща. В некоторых случаях расходы по факторингу дебитор частично берет на себя, зная, что может получить значительную, до 9%, скидку от поставщика за оплату без отсрочки.

Клиентов все чаще интересует безрегресс, и здесь лидируют скорее факто­ринговые компании, нежели банки, делающие основной упор пока на регресс. Впрочем, все банки отметили, что собираются активно развивать безрегрессный факторинг.

Источник: РБК daily Татьяна Макурова

Упомянутые компании 
Совкомбанк Факторинг 
МСП Факторинг 
Альфа-Банк 
ВТБ Факторинг 
Факторинговая компания Санкт-Петербург 



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.




© 2007— 2024 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ