Эксперты гадают - займется ли Райффайзенбанк в России факторингом? А если займется, то пробьется ли в лидеры?
Появилась информация, что «Райффайзенбанк» планирует заняться в России факторингом. У австрийского банка весомые позиции в этой сфере в большинстве стран, где он присутствует. Наш рынок «Райффайзен» (по данным источников, знакомых с его планами) пока изучает, и решение, открывать ли новое направление, примет в сентябре-октябре. Если оно будет положительным, бизнес будет запущен до конца года.
Как стало известно порталу Банки.ру, «Райффайзен» планирует заняться в России факторингом. У австрийского банка весомые позиции в этой сфере в большинстве стран, где он присутствует. Наш рынок «Райффайзен», по данным источников Банки.ру, знакомых с его планами, пока изучает, и решение, открывать ли новое направление, примет в сентябре-октябре. Если оно будет положительным, бизнес будет запущен до конца года.
Рынок факторинга (финансирование под уступку денежного требования) в России активно развивается. По прогнозу Ассоциации факторинговых компаний (АФК), в текущем году его оборот достигнет 1,4 трлн рублей. По данным ассоциации за I квартал 2012-го, в число лидеров этого бизнеса входят «ВТБ Факторинг» (22% в обороте), Промсвязьбанк (18%), Альфа-Банк (13%), «БНП Париба» (9%), «Петрокоммерц» (7%).
По информации АФК, по итогам I квартала 2012 года российский рынок факторинга вырос на 74% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го, увеличившись на 117 млрд рублей. Как отметил заместитель предправления Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу, на рынке еще достаточно места для новых игроков. К ним, безусловно, относится и Райффайзенбанк, у которого данный бизнес развит в большинстве стран присутствия. «Более того, в Польше он лидирует — с рыночной долей более 23%», — отметил Робу.
Но экспертам и участникам рынка факторинга пока неясно, сможет, да и захочет ли «Райффайзен» пробиться в число лидеров в России. Конкуренция, безусловно, будет ужесточаться. К примеру, вскоре этим бизнесом займется Сбербанк, который завершает переговоры с французской группой BNP Paribas о покупке ее факторингового направления.
«Перспективы «Райффайзена» во многом зависят от его аппетита к риску, а также от того, зачем банку нужна эта деятельность на нашем рынке: для удержания крупных корпоративных клиентов путем предложения им очередного сервиса или же речь идет о выходе в относительно новую нишу — например, малого и среднего бизнеса. На примере других иностранных банков, работающих в России, мы видим пока преобладание, скорее, первого подхода. Так, Росбанк и «ЮниКредит» на двоих обслуживают всего порядка 4% от общего числа клиентов на рынке факторинга», — говорит Корнелиу Робу.
Исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко сомневается, что «Райффайзен» решил заняться факторингом своевременно. «С точки зрения развития бизнеса и конкуренции было бы проще выйти на рынок два-три года назад, — комментирует Шевченко. — А с точки зрения регулирования факторинговых операций в России имеет смысл подождать марта следующего года, когда ожидается вступление в силу поправок в Гражданский кодекс. Благодаря им услуги факторинга можно будет оказывать без использования банковского капитала. Кредитным организациям уже не потребуется создавать резервы для фондирования факторинговых «дочек» (подразделений), что позволит операциям последних стать более прибыльными».
Шевченко, кстати, полагает, что раньше середины следующего года «Райффайзен» новый бизнес и не начнет, несмотря на планы, которые озвучили источники. По словам исполнительного директора АФК, после принятия решения о запуске факторинга может понадобиться не менее 6—9 месяцев для подбора команды, разработки договорной базы и правил риск-менеджмента, внедрения специализированного программного обеспечения и решения других внутренних вопросов. Он полагает, что, начиная факторинговый бизнес, новому игроку надо четко определиться со стратегией развития. В частности, с основным клиентским сегментом и продуктовой линейкой. «Шансы на успех нового игрока улучшатся, если он сделает ставку на новые неосвоенные клиентские и продуктовые сегменты, не будет демпинговать (хотя у каждого новичка есть такое искушение) и форсировать рост в ущерб контролю за риском и доходностью», — считает Шевченко.
При этом начальник управления факторинга ЮниКредит Банка Константин Овчаров не наблюдает, чтобы иностранные игроки занимали на российском рынке факторинга какую-либо специфическую нишу. «Разве что они более ориентированы на обслуживание глобальных клиентов своей банковской группы», — отметил он. По его мнению, конкурентные преимущества иностранцев перед российскими игроками заключаются в технологиях, репутации и уже существующей клиентской базе. Как и коллеги, Овчаров считает, что российский рынок факторинга перспективный и «Райффайзену» имеет смысл попробовать на нем свои силы. Правда, заключил он, на завоевание значимых долей и достижение существенных объемов, как правило, уходит не менее года.
Источник: Banki.ru Юлия Полякова |