Рынок факторинга растет, но до западного ему еще очень далеко - когда и за счет чего мы можем "догнать и перегнать Америку" и можем ли?
Этот вопрос обсудили участники конференции «Факторинг в России – 2013», организованной «Эксперт РА». Мероприятие проходит в девятый раз, так что рынок факторинга развивается уже сравнительно давно. Прошлый год стал рекордным по темпам его роста.
Этот вопрос обсудили участники конференции «Факторинг в России – 2013», организованной «Эксперт Ра». Мероприятие проходит в девятый раз, так что рынок факторинга развивается уже сравнительно давно. Прошлый год стал рекордным по темпам его роста.
«В 2012 году рынок четко сегментировался по размеру бизнеса клиента, – рассказала заместитель руководителя отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Марина Мусиец. – Рост рынка на 65% обеспечили факторы, которые специализируются на крупном бизнесе». Никакой другой рынок (страхования, лизинга, банковского кредитования) не растет так быстро, как рынок факторинга. Его объем достиг 1,5 трлн. рублей.
При этом «есть опасения, что уровень концентрации рисков будет расти». Проблема может быть решена «за счет кооперации факторов между собой, выхода компаний в новые ниши, страхования дебиторской задолженности».
По словам Марины Мусиец, в этом году темпы роста рынка могут замедлиться – до 35–40%. Это произойдет, в том числе, из-за насыщения сегмента факторинга торговых сетей. Даже если такой игрок, как Сбербанк, выйдет на рынок в ближайшее время, то он все равно «не успеет повлиять на его рост».
Текущим этапом развития факторинга эксперты назвали специализацию работающих в этой области компаний. Сейчас «факторы определяют для себя те ниши, где они наиболее сильны, где они могут наиболее плодотворно работать», – отметил генеральный директор ООО «ВТБ Факторинг» Антон Мусатов. По его словам, наблюдается «переход рынка от ценовой конкуренции к сервисной составляющей, что предопределят текущий результат развития рынка и его будущий потенциал».
«Специализация была всегда, но довольно размытая, – подтвердил вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. – С приходом (на рынок) ВТБ она усилилась. Те, кто не найдет свою нишу, просто погибнут».
Факторинг растет и развивается, но до западных аналогов ему еще далеко. «Нам нужно объединяться, разделить друг с другом успех этого бизнеса», – уверен Антон Мусатов. По его мнению, необходимо «расширение рынков сбыта и снижение рисков ведения бизнеса».
Возможности для этого есть. Тем более что «многие компании еще вообще не используют в своей деятельности факторинг».
Антон Мусатов сравнил ситуацию с выбором факторинговой компании с выбором автомобиля. Прежде чем обзавестись машиной, потенциальный покупатель анализирует информацию об автомобильном рынке, о конкретной модели, а потом делает тест-драйв выбранного транспортного средства. «Мы также должны давать информацию предпринимателям о таком инструменте как факторинг», – считает он.
«Есть определенные сдвиги в части финансовой грамотности малого бизнеса с точки зрения факторинга. Конечно, мы еще сталкиваемся с тем, что МСБ не очень знаком с факторингом, но несколько лет назад при слове «факторинг» клиенты вообще шарахались от нас, думая, что это такая фамилия или ругательство», – рассказал вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов.
«Сейчас основная проблема – объяснить эффективность факторинга, привести правильное сопоставление его с кредитованием», – полагает генеральный директор ФК «Политекс» Владимир Емельянов.
По-прежнему важным остается вопрос фондирования факторинговых компаний. «Примеры финансирования факторинговых компаний от материнских банков является текущей мировой практикой», – напомнил Антон Мусатов. По его словам, «Россия повторяет тот же путь, но вопрос рыночного фондирования остается острым для многих игроков».
Бедой в России председатель правления Национальной факторинговой компании Роман Огоньков назвал «отсутствие регулирования либо плохое регулирование».
«Какие законодательные акты мешают активному развитию факторинга? – задал риторический вопрос исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. – Никакие. Мешает отсутствие нормативных актов». На стадии рассмотрения сейчас находятся соответствующие поправки в Гражданский и Налоговый кодекс.
Одной из тенденций финансового рынка, в том числе сегмента факторинга, является развитие электронного документооборота.
По словам управляющего директора управления факторинга Альфа-Банка Леонида Култыгина, электронный факторинг состоит из двух частей: это бездокументарная работа и полноценный электронный факторинг. Доля первой – весьма значительна. Над внедрением же полноценного электронного факторинга компании работают сейчас довольно активно. «В этом и следующем году мы все туда придем, вопрос – кто быстрее. Здесь важно наличие IT-специалистов, соответствующих платформ и решений. Есть уже факторы, успешные в этом направлении», – отметил спикер.
Факторинг развивается неравномерно. Так, интерес к реверсивному факторингу есть, но его доля остается все еще очень низкой – менее 1% в структуре сделок. Почему так происходит?
По мнению генерального директора компании «ФакторРус» Татьяны Мыриковой, «это связано с тем, что данный вид факторинга несет дополнительные риски – больше, чем регрессный факторинг». Здесь инициатором сделки выступает не поставщик, а покупатель. Именно его финансирует факторинговая компания.
Одним из обстоятельств, препятствующих развитию реверсивного факторинга, является отсутствие полноценной законодательной базы: «нет четких понятий, какие виды факторинга существуют, нет механизма полноценной защиты всех участников, защиты их имущественных и финансовых интересов». Реверсивному факторингу мешает и отсутствие развитой инфраструктуры рынка, современных технологий, которые позволяли бы предоставлять клиентам сопутствующий сервис высокого качества.
Также, сказала Татьяна Мырикова, «не все компании знают преимущества реверсивного факторинга перед кредитованием». Но «при дальнейшем развитии рынка, – уверена она, – большее внимание будет уделяться именно этому виду факторинга».
Доля факторинга к ВВП у нас гораздо меньше, чем в других странах. При этом, подчеркнул Роман Огоньков, «рынок факторинга очень важен для качественного развития несырьевого бизнеса в России».
«Мы делили апельсин…», – вспомнил детский стишок Антон Мусатов. История о дефицитном фрукте закончилась тем, что волку, пришедшему последним, досталась кожура. «Каждый может занять определенную долю, – сделал вывод докладчик. – Мы уже знаем плюсы, минусы рынка факторинга, и у нас есть большое преимущество перед теми, кто только планирует на него выходить».
Источник: Bankir.Ru Софья Колесова |