Факторинг: каждому по потребности

26.11.2007 19:22

Факторинг, укоренившись на российском рынке, постепенно начинает ветвиться, разделяясь на виды и специализированные продукты. Эта тенденция вполне закономерна: отвечая на потребности целевой аудитории, факторы повышают интерес к услуге и спрос на нее.

Факторинг, укоренившись на российском рынке, постепенно начинает ветвиться, разделяясь на виды и специализированные продукты. Эта тенденция вполне закономерна: отвечая на потребности целевой аудитории, факторы повышают интерес к услуге и спрос на нее.

Сегодня банки и специализированные компании предлагают уже не просто факторинг, а целую линейку факторинговых продуктов, разнящихся по параметрам, функциям и целевому назначению. Подобный тренд проявляется на начальном этапе развития любого рынка: в частности, мы наблюдали его в сегментах потребительского и автокредитования, а также ипотеки. Он обусловлен необходимостью расширения поля: как количественно — за счет появления новых потребителей существующего предложения, так и качественно — путем захвата новых сегментов целевой аудитории.

Для нескольких крупных клиентов фактор мог формировать индивидуальные продукты из единой основы с меняющимся набором дополнительных опций, но при переходе на массовый сегмент малого и среднего бизнеса ему необходимо разработать ассортимент стандартных пакетов для каждой целевой группы.

Под разными соусами

По схеме финансирования факторинг обычно разделяется на факторинг с регрессом, факторинг без регресса, экспортный (с регрессом и без регресса) и импортный факторинг. Наибольшей популярностью сегодня пользуется программа с регрессом. Она дает клиенту право получить необходимый объем средств и имеет сравнительно небольшую комиссию. В случае безрегрессного финансирования плата существенно выше, и факторинговые компании соглашаются на него, как правило, после проверки платежеспособности дебиторов, а если дебитор платежеспособен, зачем переплачивать фактору за риск невозврата. В зависимости от лица, заключающего договор, можно выделить прямую и реверсивную схему. Последняя сегодня набирает обороты и, по уверениям экспертов, в ближайшем будущем станет одним из наиболее значимых и быстрорастущих сегментов рынка.

По доступности информации факторинг бывает открытым и конфиденциальным (закрытым). «Многие дебиторы с опасением относятся к тому, что право требования их задолженности будет передано фактору, — поясняет председатель совета директоров ФК „ТРАСТ“ (Москва) Юрий Волков. — С ростом осведомленности подобное предубеждение пропадает». Таким образом, с увеличением количества информации о факторинге приоритеты будут смещаться от закрытых сделок к открытым.

По описанной схеме предложение по факторингу диверсифицируют кредитные организации, в частности, «Татфондбанк», «Промсвязьбанк» и банк «Союз». Однако, по оценкам представителей специализированных компаний, такое разделение — лишь вариации на тему одной функции продукта — финансирования. Об этом говорит первый заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК, Москва) Роман Огоньков: «Банки, как правило, не оценивают кредитные риски по каждому из дебиторов и не проводят работу по управлению дебиторской задолженностью. При таком подходе к рискменеджменту невозможно диверсифицировать продуктовую линейку иначе». Согласны с ним и банковские специалисты. «В рамках факторинга мы ориентированы именно на финансирование, — комментирует услугу Юрий Шаранов, начальник управления факторинга банка „Союз“ (Москва). — Как показывает практика, это сегодня самая востребованная его функция».

Многие банки, предлагающие факторинг, и вовсе не афишируют его разделение. Продукт у них существует в одном — классическом — наименовании, а все возможные вариации и нюансы они описывают клиенту на индивидуальной консультации. Причин тому несколько. Первая объясняется позицией факторов: если товар един по сути и функциям, какой смысл в его диверсификации? Другие связаны с позицией самих банкиров. «Для факторинговых компаний эта услуга является специализацией, — заявляет заместитель начальника отдела торгового финансирования „СМПбанка“ (Москва) Михаил Сидоров. — Предлагать и продвигать полный „модельный ряд“ они должны по определению. Для банков же этот инструмент финансирования — часть общей продуктовой линейки». Такой же точки зрения придерживается начальник управления факторинговых операций «НОМОСбанка» (Москва) Владимир Колодяжный. «У банков всегда есть четкие приоритеты в выборе услуг, — дополняет мнение коллег Екатерина Шестакова, начальник отдела факторинговых операций „Татфондбанка“ (Казань). — Факторинг во многих из них играет далеко не главную роль и используется больше для расширения продуктовой линейки».

От схемы — к пользе

Специализированные игроки, в отличие от банков, разделяют продуктовую линейку не по нюансам в условиях обслуживания, а по целевому назначению продуктов и их функциям. В результате факторинговое финансирование (со всей внутренней классификацией) становится лишь одной из ассортиментных позиций. В НФК она носит название «ФакторингФинанс». Кроме того, в компании существует «ФакторингСигнал» — профессиональная система управления дебиторской задолженностью, и «ФакторингГарант» — поручительство за дебиторов по поставкам с отсрочкой платежа. «Еврокоммерц» дополнительно выделяет «Двойной» факторинг, позволяющий финансировать как продажу, так и покупку товара, и «Безлимит» с неограниченным объемом средств. Кроме того, здесь присутствует продукт «Нестандарт», позволяющий формировать индивидуальные программы и сочетать различные позиции ассортиментного ряда.

Постепенно появляются скоринговые программы, нацеленные на малый бизнес. «„Экспресс-факторинг“ — это быстрые деньги, — рассказывает Роман Огоньков. — Отлаженные технологии рискменеджмента компании позволяют клиенту не предоставлять объемный пакет документов и получить решение о заключении договора в течение трех дней. Процесс полностью автоматизирован, в результате чего достигается экономия на финансовых издержках и временных затратах по обслуживанию».

Верхом автоматизации являются услуги online, позволяющие упростить документооборот между партнерами и обеспечить факторинговое обслуживание внутри Интернета. Сегодня такой сервис предлагают все специализированные компании, а НФК и его разделяет на подвиды: документооборот — отдельно, информационное обеспечение — тоже и отдельно — система поддержки операций на внутреннем и международном рынке.

По сути, все эти продукты сформированы на той же основе, что и банковские, но упакованы и предложены иначе — с четким объяснением преимуществ и полезности каждого из них, с акцентированием на конкретных целях и функциях. Эффективность фабрики

С первого полугодия текущего года эксперты отмечают изменение структуры потребления на рынке факторинга. Объем требований, уступленных крупными компаниями, в обороте факторов снижается, а доли малого и среднего бизнеса по этому показателю, напротив, растут.

В регионах, в отличие от столиц, факторинг более востребован не крупным, а мелким и средним бизнесом. Это объясняется, с одной стороны, сосредоточенностью гигантов в центральном округе, а с другой — доступностью для них альтернативных источников финансирования. Малые предприятия же, по оценкам специалистов рейтингового агентства «Эксперт РА», ориентируются не на нюансы факторингового дела, а исключительно на полезность, которую способно им принести использование подобной услуги.

По мнению факторов, чем конкретнее определен продукт, тем проще он воспринимается потребителем. Кроме того, коробочный набор услуг легче продавать — несколько стандартных предложений удобнее постоянных «индивидуальных подходов». «„Товар в коробке“ позволяет создать своего рода фабрику по привлечению клиентов», — отмечает управляющий директор ФК «Еврокоммерц» (Москва) Илья Волков.

Скорость обслуживания на этой фабрике тоже существенно выше темпов работы ателье с заказами на индивидуальные модели. К тому же выводу постепенно приходят и банки. Многие из них заявляют о планах по диверсификации факторинга и расширению ассортимента (правда, все на том же — финансовом — сегменте). Результатом должно стать увеличение спроса на услугу и повышение ее популяризации — как в существующем целевом секторе, так и в новых сегментах рынка.

Источник: "Эксперт Волга" #44(84) Юлия Ваулина



Нужен факторинг? Заполните форму и специалист подберёт решение!

Сервис от сертифицированного партнёра Factorings.ru, нажатие кнопки "Отправить заявку" подтверждает ваше согласие с условиями передачи данных.


© 2007— 2025 Factorings.ru, factoring@factorings.ru

Размещение на портале   Обзор новостей     Статьи и аналитика     Все о факторинге     Каталог факторинговых компаний     Онлайн-заявка на факторинг     FAQ