ВТБ Факторинг и Ульяновский автозавод договорились о финансировании поставок на 200 млрд рублей
ВТБ Факторинг будет сам выкупать автомобили у "Соллерса" (УАЗ входит в "Соллерс") и передавать их дилерам. Участники сделки считают, что в итоге дилеры смогут привлечь средства дешевле, чем при краткосрочном кредитовании, но сами продавцы машин в этом не уверены.
На фоне продолжающегося падения российского авторынка автопроизводители ищут все новые способы обеспечения спроса на машины. Как стало известно "Ъ", "Соллерс" Вадима Швецова и "ВТБ Факторинг" договорились о поставках до 50 тыс. автомобилей в год дилерам УАЗа по факторинговой схеме — в целом на 200 млрд руб. за семь лет. Это фактически все продажи марки в России. Отличие схемы от традиционного факторинга в том, что "ВТБ Факторинг" будет сам выкупать автомобили у "Соллерса" и передавать их дилерам. Участники сделки считают, что в итоге дилеры смогут привлечь средства дешевле, чем при краткосрочном кредитовании, но сами продавцы машин в этом не уверены.
О том, что "ВТБ Факторинг" и Ульяновский автозавод (УАЗ; входит в "Соллерс") заключили пакет соглашений, которые предусматривают поставку дилерам до 50 тыс. автомобилей "УАЗ" по факторинговой схеме в течение семи лет, "Ъ" в пятницу рассказали в группе ВТБ. По ее оценкам, плановый объем финансирования поставок за этот период составит 200 млрд руб.
Обычно в рамках факторинговой схемы компания-фактор предоставляет краткосрочное финансирование поставщику под уступку дебиторской задолженности. Но в ВТБ подчеркивают, что сделка с "Соллерсом" реализуется по механизму asset-based lending, когда "ВТБ Факторинг" будет выкупать автомобили и по агентскому соглашению передавать их дилерам, оставаясь собственником машин. Дилеры будут рассчитываться с фактором после продажи автомобилей. По данным ВТБ, отсрочка платежа составит 60-120 дней в зависимости от ситуации в каждом регионе. Стоимость финансирования для дилера будет основана на значении ключевой ставки ЦБ (сейчас 11%) и "по состоянию на сентябрь на несколько процентных пунктов ниже классических инструментов финансирования оборотного капитала".
Устанавливая лимит на поставку дилерам до 50 тыс. машин в год, "ВТБ Факторинг" фактически покроет весь объем продаж УАЗа в России. В компании отмечают, что этот уровень "был определен как максимально плановый с учетом динамики продаж в 2015 году". По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 году УАЗу удалось продать 49,8 тыс. автомобилей, продажи упали на 3%. Продажи в январе--августе этого года составили 28,4 тыс. автомобилей, увеличившись на 7% (рынок упал на 33,5%). В то же время схема не будет распространяться на госзакупки и корпоративные продажи, на которые приходится в среднем около 15-20% продаж УАЗа.
В "Соллерсе" "Ъ" сообщили, что совместная с ВТБ схема призвана "поддержать дилерскую сеть УАЗа". "Многие дилеры испытывают серьезные проблемы с привлечением кредитных средств, стоимость которых после повышения ключевой ставки ЦБ резко возросла, работа в рамках механизма факторинга в том числе позволит обеспечить дилерам доступное финансирование торгового оборота",— говорят в компании. При этом в "Соллерсе" подчеркивают, что схема не будет обязательной для дилеров.
Впрочем, сами дилеры пока оценивают схему неоднозначно. Президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов отмечает, что любой факторинг является скрытой формой кредитования. "Схема может быть выгодной, только если процент переплаты по дебиторской задолженности действительно будет ниже стоимости традиционных кредитов, но с учетом невысокого спроса на автомобили гарантировать этого нельзя",— подчеркивает господин Попов. По его мнению, самую очевидную выгоду получает "Соллерс", поскольку по сути ВТБ берет на себя обеспечение стабильного сбыта машин с завода. Однако директор департамента казначейства и управления рисками "Рольфа" Владимир Козинец считает, что в условиях, когда многие дилеры испытывают нехватку оборотного капитала, факторинг "все чаще является адекватной альтернативой краткосрочному кредитованию".
Сделка с "Соллерсом" нужна и ВТБ на фоне резкого падения рынка факторинга в 2015 году. Согласно данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), по итогам первого полугодия 2015 года оборот российских факторинговых компаний упал на 16%, до 830 млрд руб. Доля торговли автомобилями в обороте факторинговых компаний снизилась с 16% до 3%. Исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко отмечает, что сделка "ВТБ Факторинга" и "Соллерса" уникальна для российского рынка. ""ВТБ Факторинг", очевидно, показывает свое намерение вернуться на рынок факторинга в автомобильном секторе, после того как сами автопроизводители начали активно внедрять факторинг в своих кэптивных банках",— полагает эксперт, уточняя, что успех сделки для ВТБ будет во многом зависеть от способности его факторинговой компании адекватно управлять рисками.
Источник: Газета "Коммерсантъ" Егор Попов |