Взгляд на факторинг с лица и изнанки
Несмотря на все преимущества факторинга, описываемые банками и специализированными компаниями, эту финансовую схему в Поволжье используют не более трети потенциальных потребителей. Остальные отказываются, причем не только по незнанию, но и вполне осознанно — приводя объективные причины и доводы.
На протяжении всего 2007 года мы следили за изменениями поволжского рынка факторинга, отмечая увеличение его объемов и одновременный рост осведомленности целевой аудитории. Такие достижения стали результатом личных продаж — преимущественного способа реализации факторинговых услуг. Однако, надо заметить, удвоение объемов рынка, характерное для 2006 и 2007 годов и прогнозируемое на 2008 год, является всего лишь следствием роста с низкой базы и не служит показателем высокой востребованности факторинга, которым до сих пор пользуется не больше 30% потенциальных потребителей. Другие — даже несмотря на осведомленность — приобщаться к числу «охваченных» не спешат, рассказывая о потаенных минусах, нейтрализующих все очевидные плюсы. Не все бизнесмены готовы говорить об этом открыто — тема факторинга неразрывно связана с бухгалтерией предприятия, а она зачастую является тайной за семью печатями. Банкиры же по-прежнему убеждены: за факторингом будущее, надо лишь до него дорасти.
Лицевая сторона
Основное преимущество факторинга – пополнение оборотных средств клиента, работающего со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. По словам Екатерины Шестаковой, начальника отдела факторинговых операций казанского Татфондбанка (единственного резидента, представляющего факторинг в Поволжье), с использованием этого механизма оборот компании за год вырастает как минимум в полтора-два раза. «Можно добиться и значительно лучших результатов, — утверждает она. — Все зависит от рода деятельности компании, ее финансовой и товарной политики, способностей менеджмента». Если для покрытия дефицита средств, возникающего в результате предоставления покупателю отсрочки платежа, компания ежемесячно берет кредит и зарабатывает на нем некоторую сумму денег («дельту»), за год выходит 12 «дельт». При факторинговом же обслуживании, поставив товар, предприятие сразу получает около 90% от суммы поставки, на эти деньги оно снова осуществляет поставку и снова получает 90% от ее стоимости (или 81% от стоимости предыдущей) и так далее. В результате оборот вырастает в 4–4,5 раза. Это 48 «дельт» против 12.Такую выгоду готовы оценить и предприниматели. «Факторинг дает явные преимущества компании, вынужденной по тем или иным причинам работать с отсрочкой платежа, — пояснил на условиях анонимности коммерческий директор самарского филиала московской фирмы, торгующей изделиями из металлопластика. — Доказательством тому может служить решение нашего центрального офиса, где данная схема используется уже год, ввести ее и в нашем филиале». Поддерживает это мнение и управляющий директор самарского филиала компании «Телефон.Ру» Юрий Гудков. «Для поставщиков факторинг интересен возможностью повысить оборачиваемость средств, — говорит он. — Именно поэтому они чаще всего и выступают инициаторами его применения. Однако для нас как покупателей он тоже выгоден, поскольку позволяет увеличивать отсрочку платежа с двух-трех недель до 45 дней».
Финансовые затяжки
Фактор (производитель услуги) ведет работу с дебиторами, составляет аналитические отчеты для клиента, дает рекомендации по ведению бухучета, берет на себя торговые риски. Надо ли говорить, что все эти блага предоставляются отнюдь не бесплатно.«В обмен на ускорение оборота и уменьшение рисков неоплаты факторинговый механизм значительно снижает рентабельность бизнеса», — сообщает председатель правления Самарского завода нефтяного и резервуарного оборудования Вячеслав Пьяных. Для примера: если партия товара стоит 120 рублей при себестоимости 100 рублей и торговой наценке 20 рублей, пятипроцентная факторинговая комиссия составляет шесть рублей, то есть съедает 30 процентов прибыли. «Мне нет смысла пользоваться факторингом, так как плата за него сводит к нулю мою прибыль, — рассказывает на условиях анонимности другой самарский бизнесмен, реализующий грузовые автомобили и спецтехнику. — При норме прибыли 2,5 процента я не могу пожертвовать даже двумя». «При маленькой торговой наценке факторинг не всегда интересен клиенту», — соглашается Екатерина Шестакова.
По мнению Вячеслава Пьяных, затраты на факторинговые услуги оправданы лишь в случае острой нехватки оборотных средств компании или ее сотрудничества с недобросовестными (в том числе неплатежеспособными) клиентами, с большими рисками. Однако подобные риски фактор либо не готов брать на себя вовсе, либо работает с ними на других условиях. «Если контрагент клиента присутствует на рынке недавно или является малоизвестной компанией, мы просим предоставить документы, подтверждающие его платежеспособность, — поясняет Екатерина Шестакова. — В других случаях мы имеем возможность оценить его финансовые возможности и добросовестность самостоятельно».
В ситуации, когда платежеспособность должника вызывает серьезные сомнения или компания обращается к фактору с просроченной задолженностью (то есть использует его как коллектора), стоимость услуг последнего значительно возрастает. «В этом случае финансовая компания предлагает клиенту куда меньший объем возврата — не 97 процентов, а 60−70, — объясняет самарский бизнесмен, пожелавший остаться неназванным. — Однако для предприятия это все равно выгодно: само оно зачастую подобный долг вернуть просто не в состоянии, а фактор имеет возможность надавить на соответствующие рычаги. Конечно, это риск, потому и оплачивается соответственно».
Серые пятна
Получается, что факторинг как таковой с экономической точки зрения выгоден лишь компаниям, у которых разница между отпускной ценой и себестоимостью составляет более 20%. Это продавцы бытовой и мобильной электроники, продуктовые ритейлеры, торговцы энергоресурсов, продуктов нефте— и газопереработки, оборудования и материалов для добычи природных ресурсов. Однако и для таких предприятий есть свои сдерживающие моменты. У одних хватает собственных средств, у других «серая» бухгалтерия, которую не предъявишь фактору, у третьих — конъюнктурные трудности.«Наше производственное подразделение работает с крупными корпорациями — "Роснефтью", ТНК-ВР, "Лукойлом", "Татнефтью" и другими, — рассказывает Вячеслав Пьяных. — В случае заключения договора на факторинговое обслуживание банк просто не сможет получить платеж в свою сторону без прохождения всех кругов службы безопасности этих предприятий (а оно может занять до полугода). Для нас же это будет последняя сделка с партнером: факторинговая компания однозначно доставит ему значительные неудобства и подорвет нашу репутацию грамотного поставщика».
Другие трудности могут быть связаны с несовпадением интересов клиента, желающего получить финансирование, и его контрагентов. Известно, что фактор иногда требует для изучения бухгалтерию должников, предоставить которую согласна далеко не каждая компания. Так, продуктовые ритейлеры, требующие от производителей пищевой продукции сделок с отсрочкой платежа, к участию в факторинговых схемах готовы не всегда. «Если клиент не может предоставить документы, запрашиваемые банком — в том числе бумаги, подтверждающие платежеспособность его контрагентов, когда таковые нужны, — факторинговая сделка не состоится, — комментирует Екатерина Шестакова. — Мы стараемся минимизировать риски».
Оторванные карманы
Существуют и другие условия, при неисполнении которых банки отклоняют заявки на финансирование.«В услугах факторинга мы отказываем редко, но такое все-таки случается, — отмечает Екатерина Шестакова. — Например, когда сумма факторинговой сделки составляет меньше пятисот тысяч рублей. Хотя сейчас для клиентов с небольшой потребностью в финансировании создается отдельная программа». При этом, надо заметить, в Татфондбанке лимит на сумму сделки один из самых незначительных на сегодняшнем рынке — московские банки и факторинговые компании поднимают порог входа до трех-пяти миллионов рублей.
Значение имеют и сроки платежа. При длительном периоде отсрочки (90 дней и более) факторинг перестает быть выгодным. «Во-первых, комиссия существенно возрастает, а во-вторых, обязательства по погашению долга могут вернуться к поставщику», — поясняет Екатерина Шестакова. Именно поэтому банки стараются избегать факторинговых сделок, в которых контрагентами выступают бюджетные организации — они слишком долго расплачиваются по долгам. «Зато бюджетные организации гарантированно ответят по обязательствам, — возражает самарский бизнесмен. — В то время как частные фирмы с ограниченной ответственностью или индивидуальные предприниматели иногда оказываются недобросовестными партнерами».
«Татфондбанк работает и с ООО, и с ИП, — парирует Екатерина Шестакова. — Гарантии дает нам предварительная проверка их платежеспособности».
Распространенное мнение, что факторы отказываются от сделок с большим количеством должников, г-жа Шестакова опровергает таким аргументом: «Среди наших клиентов были компании, насчитывающие около 50 и даже 150 контрагентов. Другое дело, что для малого и среднего бизнеса, на который в большей степени ориентирована услуга факторинга, такое количество партнеров с серьезной долговой нагрузкой на каждого скорее исключение, чем правило. Обычно крупных должников там не больше 30».
Выведение пятен
Таким образом, рынок факторинга растет, но пока имеет небольшие объемы и долю охвата потребителей. В условиях доступности других, более понятных, привычных и дешевых источников финансирования применение данного механизма даже способно поставить на репутации предприятия пятно.«Для прогрессивных клиентоориентированных компаний, работающих по принципам "бережливого производства", использование факторинга является показателем несовершенства логистики и менеджмента», — утверждает Вячеслав Пьяных. Однако подобное мнение может быть справедливо лишь на нынешнем этапе развития факторинга. С ростом конкуренции на товарных рынках и одновременным увеличением востребованности (а значит, и стоимости, и дефицита) кредитных ресурсов на финансовом рынке факторинг может получить широкую популярность. Уже сегодня такие перспективы оценены банками и компаниями, постепенно включающими эту услугу в свое предложение. Среди поволжских резидентов факторингом обзавелся (правда, в несколько ограниченном варианте) чувашский банк «Мегаполис», а в этом году он появится и в банке «Казанский».
Источник: "Эксперт Волга" Юлия Ваулина
|