Как выбрать факторинговую компанию
Факторинговая компания – это юридическое лицо, предоставляющее услуги факторинга, имеющее необходимые ресурсы для осуществления сделок и взимающие за это комиссию с продавца (клиента).
В какой бы точке России вы ни находились, в вашем списке будет минимум пять факторинговых компаний и банков, в которые вы можете обратиться за факторингом.
Работа фактора в регионе
Важно, чтобы фактор находился близко от вас или ваших клиентов. Развитие цифровых технологий, интернета и мессенджеров не должно оставлять вас один на один с проблемой, если «абонент временно недоступен», а чат-бот не может найти в справочнике подходящий ответ.
Целевой сегмент
Сегодня предложения факторинга достаточно для компаний любого размера. Крупные факторы чаще работают с крупными компаниями, банки и средние по портфелю компании — охотнее сотрудничают с малым и средним бизнесом. Те же, кто в конце списка, будут рады любым клиентам, включая индивидуальных предпринимателей.
Продуктовый ряд
Линейка факторинговых продуктов зажата между двух полюсов. На одном простота «с регрессом или без регресса», на другом — десятки вариантов с иностранными названиями, в которых с трудом ориентируются сами продавцы факторинга. Но если открыть главу 43 ГК РФ, единственную, где законодательно описан договор факторинга как явление, вы не найдете там ни одно из названий, которым пестрит реклама и сайты факторов. Факторинговый продукт — это конструктор, из которого вам должны собрать именно то, что нужно для вас. Поэтому перед тем, как выбрать — прочтите подробное описание продукта, а не только его название. И убедитесь, что фактор способен этот конструктор собрать правильно. Чтобы по продукту «без регресса» вам не пришлось возвращать полученные от фактора деньги.
Лимитная и риск-политика
Этот критерий самый простой, если у вас уже есть опыт получения заемного финансирования, например, кредита. Сравните количество и сложность составления документов для начала работы по факторингу и для получения кредита. Для этого достаточно оставить заявку на сайте фактора — вам напишут или перезвонят с рассказом о том, что и в каком количестве вы должны прислать фактору для первого этапа сотрудничества.
Процент первого платежа
Первый платеж (он же — аванс) — сумма, которую вы получаете от фактора на счет в течение одного-двух дней в обмен на счет-фактуру (УПД) или акты по работам/услугам, подписанные вашим клиентом. Это не означает, что второй платеж остается у фактора. Просто фактор не готов рискнуть на всю сумму. И чем более высоким ему кажется риск, тем ниже первый платеж от номинала уступленного счета-фактуры.
В рекламе факторы обычно указывают размер первого платежа «до 100%». В реальности первый платеж может стартовать с 80% и даже 60%. Этот процент может изменяться в зависимости от разных ситуаций бизнеса и параметров дебиторской задолженности. Важно понять, как и по каким принципам происходят эти изменения, и быть к ним готовым. Например, если фактор предлагает факторинг без регресса как основной продукт, то процент первого платежа обычно будет выше. Если ваши клиенты часто проводят взаимозачеты или возвращают товар, то фактор наверняка снизит процент первого платежа.
Льготный период и его оплата
Наличие льготного периода — составная часть факторингового сервиса. Важно узнать, какова его длительность в днях, есть ли пени и проценты за просрочку, и будет ли фактор выплачивать первые платежи по другим вашим поставкам тому же или другим клиентам.
Состав факторинговых сервисов
Факторинг — это не только деньги, но и услуги, которые фактор обязан оказать вам в соответствии с договором. Вы должны понимать за что вы платите до того, как поставите подпись на последней странице договора. Чем подробнее фактор описывает состав оказываемых услуг, тем проще вам будет сделать выбор тех из них, которые нужны именно вашему бизнесу.
Работа с дебиторами
Ваши клиенты (для фактора — дебиторы) в договоре факторинга не участвуют, а порой даже возражают против того, чтобы в нем участвовали вы. Но взаимодействие с ними — важнейшая работа для фактора. После того, как вы получили деньги от фактора, фактор должен будет получить их от вашего клиента. Для этого фактор общается с вашими клиентами на предмет порядка расчетов, зачетов и возвратов товара, уточнения сроков оплат, урегулирования и взыскания просрочки. Или эту работу он будет перекладывать на вас? Узнать это можно сравнив количество сотрудников с количеством клиентов фактора в свежих обзорах рынка факторинга. А может быть весь процесс учета, сверок и напоминаний происходит в ИТ-системе фактора автоматически без участия сотрудников? Лучше заранее уточнить, существует ли такая ИТ-система и ознакомиться с ее функциями и интерфейсом.
Практика взыскания
Что вы делаете, если ваши клиенты не платят вовремя? Обнаруживаете просрочку, даете поручения разобраться с проблемой или сами пишете письма, звоните клиентам, слушаете обещания и печальные истории.
А что будет делать фактор? Будет ли он также обнаруживать, писать, звонить и слушать или ограничится сообщением, что это вам пора переговорить с клиентом, который задерживает оплату? Или же фактор сразу направит по почте вашему клиенту досудебную претензию, а после — исковое заявление в суд? Есть ли у фактора сотрудники, которые занимаются только взысканием просроченных платежей?
В практике факторинга судебное взыскание — крайняя мера. Чем с большим количеством дебиторов работает фактор, тем чаще он участвует в судебных разбирательствах. Если же число судебных исков от фактора сопоставимо с числом его дебиторов или даже больше, значит решение проблем просрочек и отказов от оплаты без обращения в суд — не его сильная сторона.
Критерии оценки факторинговой компании
Легальность | У банка должна быть действующая лицензия, у факторинговой компании – подтверждение постановки на учет в Росфинмониторинге, у микрокредитной компании - запись в реестре. |
Доступность информации о факторинге | В отличие от кредита, факторинг не имеет единого стандарта – разные факторы по-разному трактуют названия и состав факторинговых услуг. Чем подробнее услуги описаны фактором в общедоступной документации и информационных материалах, тем проще понять, что именно вы получите в результате сотрудничества с ним. |
Наличие истории и репутация |
Факторинговые компании не появляются из ниоткуда – это сложный бизнес, требующий годы подготовки, отладки процессов, высокой квалификации сотрудников. История фактора, описанная на его интернет-сайте, его награды и публикации в прессе – важные, но не единственные слагаемые репутации. Перед заключением договора фактор проводит комплексную проверку вашего бизнеса. С помощью интернета и государственных баз данных вы можете сделать то же самое в отношении фактора. |
Членство в профессиональных объединениях |
Дополнительный плюс в выборе фактора – оценка его репутации коллегами по рынку, объединенными в профессиональные ассоциации и союзы. |